Вопрос возник в другой теме.
Действительно ли так хорош центральный затвор и какие преимущества он даёт?
Центральный затвор: недостатки и преимущества
Всего 79 сообщ.
|
Показаны 1 - 20
Центральный затвор: недостатки и преимущества
Re[Deepfoto]:
от: Painmailer
Центральные затвроры самые надёжные и долговечные. При применении соответсвующих материалов и неубитости (лучше всего чтобы внутрь никто не лазил) - всё будет нормально.
Re[Deepfoto]:
от: Улдыс
ЦЗ он и в африке ЦЗ
Re[Deepfoto]:
от: Painmailer
А что нынче с ЦЗ есть из СФ ?
Re[Deepfoto]:
от: Улдыс
если не считать снятую с производства бронику, и чуть старше мамия пресс, а так же на пентакс объективы с ЦЗ идут новые... да и вся БФ тама
Re[Deepfoto]:
от: Mad Dog
Mamiya 6x7 - ЦЗ. Да, собственно, и у Mamiya 645 в линейке тоже троечка объективов с ЦЗ найдется.
Re[Deepfoto]:
от: Аццкая сотона
броника та же. хоть и не выпускается, но ее тонны везде за бугром. да и у нас пролетает часто.
Re[Deepfoto]:
от: Юрий Трубников
Полно всего: Броника,Мамия,Фуджи,Кова,почти весь Хассель и Ролляй, да и на Пентакс есть объективы с ЦЗ
:)
Re[Deepfoto]:
от:Лузан Александр
Ну вы зря так поете оду центральному затвору. У него есть преимущества, но есть и недостатки. Главный из них - низкий КПД и невозможность очень коротких выдержек. Ибо скорости лепестков будут уже сверхвуковые, а пружины понадобятся как у пневматического ружья.Подробнее
Re[Deepfoto]:
где то здесь расказывалось про болезни старых ЦЗ, что короткие выдржки становятся ещё более короткими, а длинные ещё более длинными.. не могу найти....и конечно про скорость 1/500 не выше... что будет виньентирование..засветка центра кадра.... но так ли часто надо 1/500 и выше для СФ? жанр на СФ? это 5% для камер СФ... остальная работа это штатив, фильтры и тд...выдержки уже интересуют 1/30 и больше до 1 сек днём, зато главным приимуществом ЦЗ остаётся их супер маленькая вибрация
Re[Улдыс]:
от:Улдыс
где то здесь расказывалось про болезни старых ЦЗ, что короткие выдржки становятся ещё более короткими, а длинные ещё более длинными.. не могу найти....и конечно про скорость 1/500 не выше... что будет виньентирование..засветка центра кадра....Подробнее
Вот этого гарантированно не будет - ЦЗ эквивалентен диафрагме. Диафрагма же не даёт виньетирование :)
Re[Deepfoto]:
от: Лузан Александр
Главный из них - низкий КПД и невозможность очень коротких выдержек. Ибо скорости лепестков будут уже сверхвуковые, а пружины понадобятся как у пневматического ружья.
У меня самая короткая 1/500, не замечал пока ситуаций, чтобы мне её не хватало.
А вот насчёт "низкого КПД", проясните, пожалуйста, что Вы имеете в виду??

Re[Painmailer]:
от: Painmailer
Вот этого гарантированно не будет - ЦЗ эквивалентен диафрагме. Диафрагма же не даёт виньетирование :)
о, ещё как будет :) а диафрагма не ведёт отсщёт времени а остаётся константой :) а ЦЗ открывает сначало центр, потом края, а центр всегда открыт, поэтому больше и засвечивается, вот поэтому и не делают больше .500 сек
Улдыс писал(а):
а физически это как получается то на ЦЗ?
tombo
сообщений: 2073
очень просто!
принцип действия ЦЗ приблизительно такой же как и у ирисовой диафрагмы: лепестки открываются от центра к краям и закрываются в обратном порядке. Получается, что центральная часть кадра открыта дольше, чем края, которые экспонируются только на период полного открытия отверстия объектива. В некоторых хороших затворах лепестки сделаны так, что открываемое отверстие образует звезду с длинными лучами, этим неравномерность снижается, но такие лепестки более нежные и гибкие, надёжность такого затвора снижается.
В более коротких выдержках период полного открытия кадра совсем ничтожный и поэтому отношение времени полного срабатывания затвора к периоду полного открытия увеличивается, следовательно растёт неравномерность экспонирования.
Re[Улдыс]:
Ну у гильотинных так вообще 1/125 реально самая короткая выдержка. И это на узком кадре. Так что, 1/500 - это гораздо лучше.
Re[Deepfoto]:
от: Deepfoto
У меня самая короткая 1/500, не замечал пока ситуаций, чтобы мне её не хватало.
А вот насчёт "низкого КПД", проясните, пожалуйста, что Вы имеете в виду??
Есть понятие идеального затвора. Это такой затвор, который мгновенно открывает кадровое окно целиком и мнговенно его закрывает.
Отношение, количества света, которое проходит через затвор реально за время выдержки к тому количеству света, которое может пройти через идеальный затвор - есть КПД.
Вот схема работы центрального затвора.

О-С - это выдержка Прямоугольник ocde - это то, что пропустит идеальный затвор. a-b это время, пока затвор полностью открыт. От d до а затвор открывается, а от b до e закрывается. В это время он действует как переменная диафрагма. И он пропустит света меньше на заштрихованные участки. Эти потери очень существенны. На коротких выдержках затвор едва открывшись сразу закрывается. Отрезок a-b почти нулевой. И затвор теряет больше чем пол стопа экспозиции, по сравнению со шторным затвором при той же выдержке. И реально имеете пол стопа недодержки. Причем эти потери зависят от диафрагмы. На полностью открытой потери максимальны. Если вы дифрагмируете, то отрезок a-b увеличивается, поскольку затвор открывшись до величины отверстия диафрагмы дальше открывается вхолостую. И начав закрываться, пока он не закроется до диаметра диафрагмы ничего не меняется и только потом, когда закроется до диаметра диафрагмы,количество света, которое пропускает затвор - начинает уменьшаться, пока не закроется совсем. Тоесть величина ошибки зависит от диафрагмы. Все это очень сложно учитывать. А для Съемки слайда ошибка в пол ступени весьма существенна.
Re[Лузан Александр]:
от:Лузан Александр
Есть понятие идеального затвора. Это такой затвор, который мгновенно открывает кадровое окно целиком и мнговенно его закрывает.
Отношение, количества света, которое проходит через затвор реально за время выдержки к тому количеству света, которое может пройти через идеальный затвор - есть КПД.Подробнее
Да, Вашу позицию понял.
А как это проявляется на практике?
Я снимаю на Хассель, не ощущая никакого "низкого КПД" центрального затвора.

Re[Лузан Александр]:
Все эти схемы, безусловно, здорово...
Но вот практикующему фотографу, тем более с опытом, они совсем ни к чему.
СпрОсите почему? Да потому, что замеряясь внешним экспонометром, снимая затем на "гармошку-раскладушку" 6х9 шкальную, используя слайд и при наводке лишь собственный глазомер (не хвалюсь!), получаю всякий раз искомый результат и по ГРИП, и по всему остальному...
Представил, что пользовался бы всей теорией на практике- не снял бы ни одного кадра. Просто потому, что не успел бы...
Отсюда вывод-больше практики, минимум теории.
Когда сороконожку спросили, как она ходит, она задумалась и... разучилась ходить (с)
Но вот практикующему фотографу, тем более с опытом, они совсем ни к чему.
СпрОсите почему? Да потому, что замеряясь внешним экспонометром, снимая затем на "гармошку-раскладушку" 6х9 шкальную, используя слайд и при наводке лишь собственный глазомер (не хвалюсь!), получаю всякий раз искомый результат и по ГРИП, и по всему остальному...
Представил, что пользовался бы всей теорией на практике- не снял бы ни одного кадра. Просто потому, что не успел бы...
Отсюда вывод-больше практики, минимум теории.
Когда сороконожку спросили, как она ходит, она задумалась и... разучилась ходить (с)

Re[Deepfoto]:
от: Deepfoto
Да, Вашу позицию понял.
А как это проявляется на практике?
Я снимаю на Хассель, не ощущая никакого "низкого КПД" центрального затвора.
Да это не позиция. Это факт. Причем отраженный в документации того же Хасселя и Броники. Могу дать ссылку. Недодержка на полностью открытой до 0.7 ступени. А не замечать этого вы можете по ряду причин.
1. Редко используете самую короткую выдержку. На длинных выдержках ошибка меньше.
2. Используете встроенный в камеру замер. А он вводит поправку в экспозицию с учетом данного эффекта.
Но если будете использовать внешний замер и не учтете этот эффект, то на самой короткой выдержке и полностью открытой диафрагме недодержка более чем пол ступени Вам гарантирована.
Re[Лузан Александр]:
от:Лузан Александр
Да это не позиция. Это факт. Причем отраженный в документации того же Хасселя и Броники. Могу дать ссылку. Недодержка на полностью открытой до 0.7 ступени. А не замечать этого вы можете по ряду причин.
1. Редко используете самую короткую выдержку. На длинных выдержках ошибка меньше.
2. Используете встроенный в камеру замер. А он вводит поправку в экспозицию с учетом данного эффекта.
Но если будете использовать внешний замер и не учтете этот эффект, то на самой короткой выдержке и полностью открытой диафрагме недодержка более чем пол ступени Вам гарантирована.Подробнее
Дайте пожалуйста ссылку на инструкцию к Хасселю, где говорится об этом.
Использую всегда внешний замер - Секоник.
На 1/500, в студии, на полностью открытой дыре на штатнике(2,8 ), никогда не видел никакой недодержки.
Поясните плиз сей факт.
Re[KOT BEGEMOT]:
от:KOT BEGEMOT
Да потому, что замеряясь внешним экспонометром, снимая затем на "гармошку-раскладушку" 6х9 шкальную, используя слайд и при наводке лишь собственный глазомер (не хвалюсь!), получаю всякий раз искомый результат и по ГРИП, и по всему остальному...Подробнее
Знаете. Это вопрос точности. Нужна- не нужна. Соврененная негативная пленка имеет такую широту, что для нее пол стопа ошибки, что слона булавкой уколоть.
Я хожу Искрой. Искру в карман и экспонометр не беру. С точностью до 1 ступени на улице я на глаз определю. Привычка с 60-х. Тогда вообще экспонометров не было. А глаз - достаточно точный прибор. Надо только уметь им пользоваться.
Но бывает, что точность важна и тогда все это надо знать и учитывать.