На никон можете не смотреть - на него только киевская оптика встанет, с байонетом "Н", или с универсальным А-хвостовиком, на который посажен КП-А/Н. На кэнон ставится практически все. Киты у всех гадостные; а кэнон ухитрился еще и фикс пластиковый (младший полтинник, 50/1,8 ) сделать. В сравнении с этим кэноновским стеклом наш Зенитар-М (50/1,7) - просто шедевр объективостроения.
Сони, Кэнон, Сигма - М42 ставится без проблем.
Пентакс - М42 ставится, но либо родной переходник, фактически превращающий камеру в резьбовую, а не объектив в байонетный (из камеры без спец. ключа переходник не выковыряешь); либо надо объективы слегка дорабатывать, паз под фиксатор пропиливать.
Никон - М42 ставится либо без бесконечности, либо через переходник с линзой, убивающей рисунок напрочь.
Сони, Кэнон, Никон, Сигма - фокусировочные экраны с очень мелким матированием, совсем светлые. Фокусироваться по ним практически невозможно, надо сразу менять на экран с клиньями.
Пентакс - ФЭ с более грубым матированием, более-менее пригоден для фокусировки.
Младшие кэноны и никоны - пентазеркала вместо пентапризм, видоискатель сам по себе никакой.
Старшие и новый младший пентакс (К-30) - отличная пентапризма, шикарный видоискатель.
Сони, Кэнон, Сигма - все системные объективы автофокусные, исключение составляют цейсы и самъянги.
Никон, пентакс - есть куча недорогой "родной" неавтофокусной оптики.
Кроме того, замена фокусировочного экрана у пентакса - это штатная процедура, выполняемая пользователем.
Резюмируя сказанное - если рассчитывать в основном на оптику М42 (не обязательно отечественную), то выбирать можно между пентаксом, кэноном, сигмой и сони. И пентакс окажется предпочтительнее по соотношению цена/качество. У них всегда были шикарные младшие зеркалки, они всегда продумывали поддержку неавтофокусных стекол; ну а "родовая болезнь" пентаксов - хреновый автофокус - Вас при этом не волнует. Впрочем, если преимущественно МФ, и репортаж, соответственно, снимать не предполагается, я бы еще на сигму посмотрел. Но это совсем на любителя (я вот "подсел", и ни на какую другую системную камеру, кроме, разве что, древнего ФФ Кодака, и смотреть не хочется). Если рассматривать мануальную оптику вообще - то кэнон однозначно решает, поскольку на него есть переходники практически со всех известных зеркальных систем.
В общем, если нужна бюджетная зеркалка для работы в основном с М42, то, в зависимости от того, насколько она должна быть бюджетной, я бы выбирал между пентакс К-30 и пентакс K-r; ну или сигма SD15. Младшие кэноновские, вроде 1100, даже в руки брать не хочется. 600, в общем-то, тоже. 60-ый уже к бюджетным не особо относится. Да и к 60-му есть претензии. Взял тут 60-ый поснимать, так после сигмы, и особенно после пентакса К-5, ощущение такое, что не с фотоаппаратом, а с АКМ работаешь - удар от зеркала у него намного сильнее, чем у пентаксов и даже сигм. Бонусом в пользу пентакса еще идет матричный стаб; бонусом в пользу кэнона - возможность нацепить практически любой неавтофокусный зеркалочный объектив. Хоть контакс, хоть олимпус. Выбирайте!
Если же в дальнейшем хочется быстрого АФ и репортажной съемки - то тут совсем другой расклад. Тогда надо сразу брать не бюджетную тушку, это кэноны 60-ый, 7-ой или сразу 5-ый (5-2 б/у не убитый тысяч за 50 попадается; первый пятак, 12 МП полнокадровый, так и вообще тысяч за 25 можно взять. Ну или старую кэноновскую единичку репортажную поискать в не убитом виде.). Или, если на М42 не зацикливаться, то никон 300s или 700 б/у. У никонов с автофокусом всегда получше было; дешевая качественная неавтофокусная оптика с никоновским байонетом так же весьма распространена.