Использования старых объективов для ЧБ съемки на новых камерах

Всего 10 сообщ. | Показаны 1 - 10
Использования старых объективов для ЧБ съемки на новых камерах
Здравствуйте! В рамках обучения я столкнулся с одним интересным вопросом - использования старых объективов на новых камерах. И казалось бы тут все более или менее понятно - в DSLR камерах, особенно в тех, в которых на сенсорах стоит массив микро-линз, желательно использовать объективы с более телецентрическим ходом лучей, чем для SLR камер. Иначе из-за отражений и конструкции самого сенсора особенно те пиксели, которые расположены дальше от центра будут получать чуть меньше света. Соответственно и объективы сейчас конструируются с этой мыслью.

Однако что меня заинтересовало - где-то в интернете я наткнулся на утверждение, что и для цветной пленки по отношению к ЧБ пленки это утверждение хоть в меньшей степени, но верно. То есть если для ЧБ пленки можно вообще не использовать в объективе корректирующую линзу, для цветной все-таки лучше это делать и по возможности направлять лучи перпендикулярно пленке. К сожалению адекватной информации по этому вопросу очень мало - я не смог нигде найти ни каких-то схем или доказательств - в основном одни утверждения. Возможно кто-то из вас уже занимался этой темой и сможет мне порекомендовать какую-нибудь внятную серьезную литературу (книги, статьи и тп.), где этот вопрос рабирается подробно?
Re[Dimitri F.]:
Цитата:

от:Dimitri F.
Здравствуйте! В рамках обучения я столкнулся с одним интересным вопросом - использования старых объективов на новых камерах. И казалось бы тут все более или менее понятно - в DSLR камерах, особенно в тех, в которых на сенсорах стоит массив микро-линз, желательно использовать объективы с более телецентрическим ходом лучей, чем для SLR камер. Иначе из-за отражений и конструкции самого сенсора особенно те пиксели, которые расположены дальше от центра будут получать чуть меньше света. Соответственно и объективы сейчас конструируются с этой мыслью.

Подробнее

Реально проблема возникает не в виньетировании (затемнении изображения по краям кадра, характерно и для многих вполне современных объективов, разработанных непосредственно для цифровых камер), а в явлении, которое на английском называется color shift или color drift - появлении паразитных цветовых оттенков (сдвиг цветопередачи) ближе к краям кадра на изображении, формируемым сенсором камеры с фильтром Байера (или аналогичным).
Такая проблема может возникать при использовании беззеркальных камер и некоторых широкоугольных объективов с коротким рабочим отрезком.
У DSLR и объективов с большим рабочим отрезком этот эффект либо не проявляется, либо менее выражен.
У камер с монохромным сенсором данный эффект не проявляется в силу отсутствия информации о цвете в получаемом изображении.
Цитата:

от:Dimitri F.
Однако что меня заинтересовало - где-то в интернете я наткнулся на утверждение, что и для цветной пленки по отношению к ЧБ пленки это утверждение хоть в меньшей степени, но верно. То есть если для ЧБ пленки можно вообще не использовать в объективе корректирующую линзу, для цветной все-таки лучше это делать и по возможности направлять лучи параллельно пленки. К сожалению адекватной информации по этому вопросу очень мало - я не смог нигде найти ни каких-то схем или доказательств - в основном одни утверждения. Возможно кто-то из вас уже занимался этой темой и сможет мне порекомендовать какую-нибудь внятную серьезную литературу (книги, статьи и тп.), где этот вопрос рабирается подробно?

Подробнее

Перпендикулярно плёнке.
Виньетирование не зависит от цветной или ч/б плёнки.
Получить эффект color shift, очевидно, на ч/б плёнке не получится, в связи с отсутствием цвета.
Литературу по этому вопросу не порекомендую в связи с отсутствием у меня сведений о таковой.
Re[Man_from_Siberia]:
Спасибо за ответ. По поводу виньетирования - Вы конечно правы. Как правило из-за строения сенсора оно минимально и им можно принебречь. И тем не менее его немного имеется:
https://www.olympusamerica.com/files/oima_cckb/faq_images/_Telecentric_Lenses.jpg
https://www.svs-vistek.com/en/news/svs-news-article.php?p=shading-with-cmos-cameras

Но мы действительно это откинем. Меня скорее волнует общее качество изображения, учитывая и виньетирование и color shift и всевозможные абберации и тп, но не из-за оптических особенностей объективов, а особенностей чб и цветной пленок/сенсоров. И какие решения в объективах стали принимать, чтобы скомпенсировать эти ошибки/особенности пленок/сенсоров.
Re[Dimitri F.]:
а какое практическое применение у вашего вопроса?
Re[gorynytch]:
Написание теоретической работы для универа с последующим тестированием различных пар "кино-камера/объектив". Причем объективы я хочу тестировать, как специально под камеры подогнанные, так и "старые", которые теоретически "хуже" к камерам подходят как раз из-за рассмотренных в теоретической части вопросов. Как итог составление рейтинга протестированных пар, ну и вообще ответ на вопрос - стоит ли снимать на старые объекивы новыми камерами (ох уж это стало очень модным в последнее время) или это не имеет никакого смысла.

Ну и параллельно проработаю для себя множество технических вопросов, чему-нибудь полезному научусь :)
Re[Dimitri F.]:
А Вы откройте Canon EF Lens Work lll, раздел EF Lens Technology (стр.165) - найдёте ответ на многие Ваши вопросы.
Re[Павел Ионас]:
Открыл, пересмотрел, немного почитал еще раз. Книга действительно местами очень хорошая :) Но вот к сожалению мой изначальный вопрос остается открытым...

Я как раз вот накануне вот что на Википедии нашел: "На момент появления байонет EF имел наибольший диаметр (54 мм) среди всех имеющихся на рынке 35-мм фотокамер[2]. Такой диаметр, значительно превосходящий диагональ малоформатного кадра, впервые позволил строить объективы с большой задней линзой, обеспечивающие телецентричность неосевых пучков в пространстве изображений и отвесное падение света по всей площади кадра. Телецентрические объективы предпочтительны при съёмке на цветные многослойные фотоплёнки с внутренним цветоделением[3]. Позднее эта возможность оказалась ещё более востребована в цифровой фотографии, обеспечив оптике Canon конкурентное преимущество перед фотосистемами с меньшим диаметром байонета."

Но сама по себе Википедия, конечно не источник. А вот указанный источник ведет на книгу "Теория оптических систем, 1992, с. 94." Книга у меня эта, Заказнова, есть. Но там об этом лишь одно предложение... Ну и в Canon EF Lens Work III об этом тоже ни слова.
Re[Dimitri F.]:
Цитата:

от:Dimitri F.
Написание теоретической работы для универа с последующим тестированием различных пар "кино-камера/объектив". Причем объективы я хочу тестировать, как специально под камеры подогнанные, так и "старые", которые теоретически "хуже" к камерам подходят как раз из-за рассмотренных в теоретической части вопросов. Как итог составление рейтинга протестированных пар, ну и вообще ответ на вопрос - стоит ли снимать на старые объекивы новыми камерами (ох уж это стало очень модным в последнее время) или это не имеет никакого смысла.

Ну и параллельно проработаю для себя множество технических вопросов, чему-нибудь полезному научусь :)

Подробнее


Работа у вас будет долгой и бесмысленной ибо вы не сможете протестировать все комбинации камер и объективов,для этого понадобятся годы. Если брать всего пяток камер и десяток объективов, то научная ценность такой работы будет стремиться к нулю.
Это про фотографию. Вы же пишете про пару "кино-камера- объектив" , тогда вам надо проштудировать труды ВГИКа, публикации по химии кинопленок ( обратите внимание на немецкие и американские источники), изучить труды по кинооптике. Для начала попробуйте посмотреть публикации в советском "Журнале оптико-механтической промышленности", там, помнится, были интересные статьи...
И виньетирование от сенсора не зависит, только от объектива. Решаются все проблемы путем сильного усложнения оптики и активнейшего использования софтовой ( программной ) коррекции изображения...
Re[Юрий Трубников]:
Цитата:

от:Юрий Трубников
Работа у вас будет долгой и бесмысленной ибо вы не сможете протестировать все комбинации камер и объективов,для этого понадобятся годы. Если брать всего пяток камер и десяток объективов, то научная ценность такой работы будет стремиться к нулю.

Подробнее

По этой логике можно назвать бессмысленной работу врача, потому что он не может вылечить всех больных на планете, или пожарного, потому что невозможно потушить все пожары. Или фотографа, который не может снять всех сюжетов мира.
В научной работе нет необходимости "объять необъятное". Например, биолог может исследовать один конкретный вид животных, а не все живые организмы на планете.
Re[Юрий Трубников]:
Ну, это не совсем так. Я же для того и пишу работу и пытаюсь разобраться в вопросе, чтобы не тестировать все объективы со всеми камерами, тк это действительно невозможно. Хочу прежде всего на теоретическом уровне выделить, скажем так, "группы объективов", и там уже дальше смотреть будем. Пока у меня этих групп 3, грубо говоря: "ЧБ объекивы", "объективы для цветной пленки", "современные объективы". Вот и ищу сейчас подтверждение своим тезисам о различии ЧБ и "цветных" объективов. У Заказного нашел утверждение, что в "цветных" объективах пытались в то время сделать более телецентрических ход лучей, но к сожалению там об этом буквально 2-3 предложения.

Еще уж точно просветвление достаточно важный параметр для цветной пленки - тут уже больше литературы. В общем, думал, может тут кто-то что-то знает на форуме :) Ну и например если мой тезис подтвердится по поводу ЧБ объективов, то вот и получится, что их вообще не имеет смысла на CMOS или CCD матрицах использовать, как раз из-за недостаточности телецентричности и слабого просветвления.

Немного еще теоретически поразбираться и можно понять, что "цветные" объективы для SLR, которые сейчас по идее на CMOS и CCD не так хороши, например на Foveon'ах (если они когда-нибудь вообще на рынок выйдут как следует) скорее всего как раз-таки будут лучшую картинку давать. И в первом и во втором утверждениях как бы и тестировать ничего не надо - для подтверждения/опровержения только взять 2-3 подобных объектива и несколько камер.

Короче говоря, теория - штука сильная. Она экономит много физической работы. Так что зря вы так :)

За рекомендации спасибо :)
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта