Хочу подлить масла в огонь и подкинуть вам письмицо одного моего знакомого. Это ответ его на дискуссию на другом фото-сайте.
Тридцати пяти миллиметровые легенды фото-мира.
Антон Рихтер. 46 лет, город Берн, Германия.
Добрый день. По причине моей временной командировки в Россию, меня заинтересовал вопрос, чтО здесь можно купить для моей Лейки М7. Набрав в Яндексе название этой марки, я имел возможность оказаться на этом форуме. Немного просмотрев содержимое дискуссии, я решил написать следующие строки, в последующем написанное ниже станет началом моей книги, приуроченной дате 20.05.06. Дате, когда исполнится 30 лет, как я впервые взял в руки фотоаппарат Лейка. Несложно подсчитать, что я снимаю с 16 лет и могу достаточно много рассказать о «съемке в М-стиле».
Я родился в Голицино, в 1958 году. Мой отец – немец, Отто Рихтер работал здесь, в России и именно от него мне досталась моя первая камера – Лейка IIIf. Сейчас у меня несколько камер: Лейка М6, Лейка М7, Лейка R9, Контаксы AX и RTS, Зенит 3М, Зенит-7, Petax-67 и Олимпус OM4-Ti.
Как я понял из дискуссии, спор разгорелся на тему противостояния дальномерных и зеркальных фотоаппаратов. Вообще, достаточно странная и не верная постановка вопроса. Здесь в Европе часто можно услышать дискуссии о сравнении дальномерных фотоаппаратов: Лейка М6, Konika Hexar, Contax G1. Да, такое сравнение имеет смысл и может принести конкретную пользу фотографу в плане выбора оптимальной фото-системы (впрочем, как и сравнение зеркальных или широкоформатных фотоаппаратов). Но вот сравнение принципиально разных фото-систем: дальномерок и зеркалок – это нонсен.
Ну что ж, попытаюсь выразить свое мнение и, возможно, внести ясность в этот вопрос. По каким параметрам чаще всего сравнивают эти фотоаппараты? Скорее всего, именно вокруг этих характеристик и особенностей в этом форуме ведется речь (я не знаю, так как прочитать всю дискуссию я просто не в состоянии). Это тишина срабатывания затвора, меньшие вибрации, меньший рабочий отрезок, яркий видоискатель, картинка в котором никогда не пропадает, отсутствие батареек, качество оптики и т.д.
Это все хорошо. Вопрос в другом, стоит ли все это тех денег, которые просит за свою технику Лейка. Перед тех как говорить о достоинствах, небольшое отступление. Как происходит ценообразование для Лейковских камер. 50% этой огромной цены – особенности производства (об этом ниже), оставшиеся 50% - ставка на стереотипное мышление. Это психологический или, если хотите, маркетинговый ход, который очень часто применяется в Европе и Америке и очень редко в России. Огромная цена этих камер ловит вас на крючок: если так дорого, значит очень хорошо. Большинство людей, спорящих сейчас об особенностях Лейки и даже никогда не пользовавшихся ею попались именно на такой крючок. Но никто из них реально не представляет, что такое Лейка, что это дает. Те, кто утверждает о преимуществах Лейки просто попались на этот крючок. Господа, ни Лейка, ни Цейс, ничто не оправдает ваши снимки, если вы плохой фотограф. Покупать Лейку, в надежде, что ваши снимки станут лучше – абсурд. К этой камере нужно привыкнуть (она очень не эргономичная, по первому впечатлению напоминает кирпич), нужно очень любить эту марку и ее философию. Помните – снимает не камера, снимает фотограф. Я делаю такие же хорошие снимки своим Зенитом-3 как и Лейкой и отличить их можно, если только напечатать размером 30х45 и внимательно рассмотреть оба. Покупка такой камеры как Лейка должна быть обоснована не просто данью ее славы и цены, а четко осмысленным решением. Те же, кто жестоко критикует такие камеры как Лейка и Контакс делают это скорее по причине поиска психологического обоснования (оправдания) своей невозможности купить такие фотоаппараты, чем по причине четкого представления ее достоинств.
Итак, тишина срабатывания затвора, простота съемки снимков с «проводкой», меньшие вибрации – это все конечно плюсы. Но вы считаете эти плюсы стоят как новый автомобиль? Я прекрасно снимал жанр, Зенитами и успевал сделать кадр до того, как человек услышит щелочек затвора. Мои друзья профессиональные фотографы снимают спорт Кэнонами и Никонами и их не особо останавливает то, что изображение пропадает на 1/8 секунды во время экспонирования.
За что же платить такие деньги? Почему Я снимаю Лейкой? Есть несколько вещей, обуславливающие мой выбор. Первая из них то, что я изначально стал снимать этой камерой.
Вторая причина заключается в том, как делают эти камеры. Я, как инженер, не открою вам секрета, если скажу следующее: массовое производство использует специализированное оборудование, которое обеспечивает низкую себестоимость продукции, малую трудоемкость, большие партии. На массовом производстве используется труд рабочих низкой и средней квалификации и допуска по точности вряд ли достигнут (для оптического производства) сотой доли миллиметра. Кэноны, Никоны, Минольты – все это собирается в Японии, Малазии, Китае и т.д. на поточных линиях в режиме массового производства. Что такое Лейка? Лейку и оптику для нее делают в двух местах: в Португалии и на заводе в Зольмсе. Я сам лично был на Португальской фабрике и хочу сказать, что единственная автоматизированная операция -–массовая шлифовка линз (плюс несколько операций на станках с ЧПУ). Квалифицированному рабочему на соответствующем оборудовании не составит никакого труда изготовить с точностью до микрона, но только при условии, что каждая деталь доводится индивидуально и в ручную. Перенести такой уровень на поток – невозможно. Поэтому предел для обычных зеркалок +-0,01 мм. Что это дает? В первую очередь качество. Не превзойденное качество. Для нас, европейцев – это очень важно. Высокая повторяемость характеристик, точность отработки экспозиции и работы затвора. Например для Лейки, после нескольких лет эксплуатации для выдержки 1/1000 (М7) отклонение на 10% - это норма. Для какой-нибудь Минольты отклонения могут достигать 50%. То есть фактически вы получаете выдержку не 1/1000, а 1/500. Для съемки на дорогостоящий слайд – это очень важно. Какие еще плюсы? Высочайшая надежность, только разве что топовые модели Никонов и Кэнонов могут приблизиться к таким характеристикам. Но здесь есть одна особенность. Купив Nikon F5 за 1000 у.е., ваши дети продадут его за 500. В случае Лейки, купленной по цене Жигулей, потомки получат цену Мерседеса. Последний вопрос – качество оптики. Самый сложный вопрос. Ответить на него однозначно нельзя. Естественно имеет смысл сравнивать только топовые Японские объективы с качеством Лейки и Цейса. Причем не зумы, а только дискретные объективы. То есть серия L для Кэнона, G для Минольты и т.д. По тестам, проводившимся у нас, в Германии, Цейсы и Лейки опережают японцев на 5-10 лин/мм и у немцев более стабильные характеристики «поле-край». Для снимков до 30х45 заметить эту разницу очень сложно. После 30х45 – только профессионалу, после тщательного анализа. Но MTF характеризует только резкость и контраст и не демонстрирует полной картины. Абберации у немцев то же не намного лучше топ-моделей японцев. Но есть вот какой момент. Любой объектив, как оптический прибор немного изменяет цветопередачу. В плане настроения. Это очень хорошо видно на Гелиосах. Они очень теплят изображения, или можно сказать желтят. Это признак дешевого объектива. Такой не подойдет для профессионала, снимающего на обращаемую пленку. Здесь важен каждый оттенок, каждый нюанс. Сделать объектив с нейтральной или с холодной цветопередачей стоит очень больших денег. Именно это делает оптику Цейс и Лейка такой дорогой.
Что еще хорошо у Лейки. Скорость реакции на нажатие спуска. Как известно для типичной зеркалки это 100-150 мс, для цифровой камеры – от 400 до 1500 мс. У Лейки М6 12-18 мс. Когда вы профессионально снимаете спорт, момент от импульса в мозгу на нажатие кнопки до срабатывание затвора занимает некоторое время. Оно складывается из времени прохождения импульса от мозга и срабатывания мышцы и времени срабатывания затвора. Не пренебрегайте этим, это очень важно, когда вы снимаете скоростные виды спорта и для вас важен момент съемки. Серийная съемка тут не поможет. Проверено моим опытом длинною в 30 лет. Вам важно самому решить в какой момент нажать кнопку. Лейка сделает это быстрее зеркалки и вам не надо делать поправки на работу затвора, то есть больше кадров будет спасено.
Последний момент: о Цейсе. Почему я выбрал именно эту марку, а не Кэнон или Никон. Модель Contax RTS является профессиональной – магниево-титановый корпус, высочайшая надежность, огромный ресурс. Этим сейчас вряд ли удивишь владельцев Canon EOS 1 или Nikon F5. Но у Контакса есть два существенных отличия от этой марки позволяющих полностью реализовать качество Цейсовской оптики. В первую очередь автофокусировка осуществляется не объективным мотором (или приводом в камере), а изменением расстояния до плоскости пленки. Что это дает? Не надо выпускать автофокусные объективы, что добавило бы дополнительные элементы в их конструкцию и соответственно уменьшило бы их надежность. Плюс к этому и камера и объективы железные – это еще более повышает их надежность. Что касается аппарата RTS. Здесь применена уникальная технология – вакуумное выравнивание пленки на прецизионном столике. Это позволяет еще на 10 – 15 % повысить резкость и соответственно качество снимка.
Выводы: и Лейка и Цейс – инструменты ПОНИМАЮЩЕГО профессионала и вести разговор об этих шедеврах инженерной мысли с точки фотолюбителя по меньшей мере не верно.