В июле 2024 года Рюдигер Хартунг написал статью на эту тему. Ниже — моя выжимка из статьи (т.к. объём поста ограничен). Оригинал ЗДЕСЬ.
Уильям Т. Мортенсен — “Экспонируйте по светам, проявляйте по теням”
Рюдигер Хартунг

Работы Мортенсена важны, хотя Адамс и Уэстон, стоявшие у истока “пуристской” фотографии, с презрением относились Мортенсену и его философии. Поскольку тогда доминировал идеал пуризма, другие подходы были забыты миром искусства. Но в 1980-е интерес к творчеству Мортенсена снова возрос.
Мортенсен писал:
“Мои работы больше соответствуют традиции изобразительного искусства, чем постановлениям сообщества фотографов старой школы.”

Agfa APX 100 (эксп. как ISO 320), проявка 3,5 часа в 510-Pyro.
Что отличает метод Мортенсена от метода Анселя Адамса? “Пуристы”, такие как Адамс, придавали большое значение прорисовке теней, отсюда их девиз: “Экспонируй по теням и проявляй по светам”. Это приводит к сокращению времени проявки. Мортенсен заявлял, что сокращённое проявление не выявляет тональную градацию и психологически эффективные и важные полутона в светах будут сглажены. А люди в первую очередь воспринимают света.
Мортенсен заметил это, изучая живопись голландцев. Все знают картину Вермеера “Девушка с жемчужной серёжкой”. На гистограмме видно, что интенсивность плавно затухает вправо. С помощью метода Мортенсена вы можете добиться этого и в фотографии.
Вы можете практиковать метод Мортенсена и с помощью цифровой камеры, экспонируя света, а затем проявляя тени в формате RAW. Этот пример демонстрирует создаваемое живописное впечатление:

В чём же метод Мортенсена?
В зависимости от перепроявки и недопроявки мы получаем разные негативы:

1. Недоэкспонированный, недопроявленный;
2. Норм. экспонированный, недопроявленный;
3. Переэкспонированный, недопроявленный;
4. Недоэкспонированный, норм. проявленный;
5. Норм. экспонированный, норм. проявленный;
6. Переэкспонированный, норм. проявленный;
7. Недоэкспонированный, перепроявленный;
8. Норм. экспонированный, перепроявленный;
9. Переэкспонированный, перепроявленный.
Стандартная экспозиция и проявка №5 — это центр мишени, в который пытаются попасть многие. Хотя это — “научно точный” негатив, он не является “идеальным” из-за его визуальных недостатков.
Негатив №3 переэкспонирован и недопроявлен. Света имеют слабые градации. Но недопроявка не позволяет полностью блокировать светлую область, поэтому при увеличении возникает иллюзия полутонов, которых на самом деле здесь нет. Из-за передержки в тенях видны детали, но недопроявка не позволяет им доминировать. Негатив №3 — самый простой в получении и наиболее надёжный по результатам. Такой негатив не самого лучшего качества, но всегда даст “приемлемый” позитив.
Ниже — фотография Вольфа (1928 год). Оттенки кожи и света на этом негативе №3 очень сильно сжаты и поэтому почти однородно серые:

А вот тональные градации №7-негатива Мортенсена:

Негатив №7 хорош для фотохудожников благодаря прекрасной передаче светлых и тёмных полутонов объекта.
— Экспонируя (зону V) по светам, вы получаете верхние тона в линейном диапазоне кривой плотности. Это даёт оптимальное тональное распределение в светах.
— Проявляя изображение длительное время в разбавленном проявителе, вы возвращаете светлые участки в верхние, теперь уже линейные, зоны и поднимаете тени.
— Метод Мортенсена лучше всего работает при плоских контрастах и непрямом освещении (в помещении или в пасмурные дни).
— При ярком свете и контрасте получаемые изображения выглядят более солнечными.
— Следует использовать проявители с низким потенциалом, чтобы обеспечить медленное проявление. Я выбрал 510-Pyro. Информацию о нём можно найти ЗДЕСЬ.

T-Max 100 (как ISO 250), 5 часов в 510-Pyro 1+500.
Мои эксперименты
1. Зоопарк Вупперталя. Пасмурное утро.
1.1. T-Max 100 (ISO 64 в 510-Pyro). Чтобы получить нормальный контраст, я установил ISO 350 (недодержка N–2,5).
1.2. Экспозиция по светам дала недодержку ещё на 1 стоп, что дало общую недодержку N–3,5.
1.3. Брекетинг диафрагмы. Значение +1/3 оказалось оптимальным.
1.4. Негативы проявлены в 510-Pyro (1+200) 4 часа, первые 5 мин непрерывная агитация, остальное время — один раз в каждый час.
Несмотря на пасмурный день, тончайшие оттенки серого и полностью раскрытый диапазон контрастности плёнки:


2. Погода с более высоким контрастом в Зигбурге.
2.1. Плёнка Orwo UN54 100 (похожа на Agfa APX 100) экспонирована как ISO 200, т.е. N–1.
2.2. Экспозиция по светам. Общая недодержка в 2 стопа.
2.3. Проявка в 510-Pyro (1+250) 1,5 часа, первые 5 мин агитация, остальное время — 1 раз в час.
Верхние тона воспроизводятся оптимально. Деталей в тенях могло бы быть больше, но в такую погоду даже глаз не мог бы охватить всё от ярких участков до теней:


3. Плёнка Delta 100. Сцена низкого контраста.
3.1. Чувствительность установлена на ISO 320 (недодержка N–1,5).
3.2. Замер экспозиции по светам дало недодержку ещё на 1 стоп.
3.3. Брекетинг как и ранее.
3.4. Проявка: 510-Pyro (1+300), время проявки и агитация как и в предыдущем случае.
Вывод. Плёнка Delta 100 также подходит для метода Мортенсена:

Вывод
Метод Мортенсена работает. При низкой контрастности требуется дополнительная недодержка к экспозиции по светам, чтобы получить адекватное распределение тонов.
Сравнительные фотографии Стефана Франса демонстрируют различие между снимком, сделанным по системе Адамса
и по методу Мортенсена
Тени здесь сходятся (создавая живописность) и ещё больше усиливают впечатление от изображения.