Являюсь убеждённым противником использования фотографического новояза и всяких «кьяроскуро», «рембрандт лайтинг» и т.п., поскольку эти клише имеют мало общего с оригинальными вещами из живописи.
На минуточку, рембрандтовский свет это вот:
И самым характерным тут будет другое.
1. Изображённые предметы и персонажи как бы светятся изнутри. Рембрандт этого добивался тонкими полупрозрачными слоями краски поверх светлого грунта. Pixar в своих 3D мультфильмах добивается подобного эффекта, помещая в персонажи слабенькие источники света. Как это сделать средствами фотографии я не знаю, склоняюсь к использованию отражателей.
Тут надо отвлечься от Рембрандта и показать одну принципиальную вещь для всей голландской/фламандской школы. Голландцы называют натюрморт «Тихой жизнью» (still life), а французы «мёртвой натурой» (nature morte). Про работы французских мастеров хочется сказать «свет лежит», в то время, как в картинах голландских авторов «свет распространяется».
2. Рембрандт имитировал в картинах освещение точечным источником света. Отсюда характерное (непараллельное) распределение теней и многочисленные точечные блики.
3.
от: Alexander Fedin
Свет служит в первую очередь для указания зрителю на важные области изображения для просмотра. Даёт зрителю ясный message о том, куда направлять взгляд в первую очередь;
Этот пункт в такой формулировке больше подходит для Караваджо и толпы его многочисленных последователей пэтэушников. Рембрандт идёт дальше. Он проделывает всё это одновременно с мастерским визуальным троллингом, который помогает дольше удерживать внимание зрителя. Эффект строится на том, что области, которые нам кажутся наиболее освещёнными в его работах и области наибольшего контраста могут не совпадать =)
Посмотрите, например, на снимки каньона Антилопы в Аризоне. Здесь присутствует такой эффект. Разница лишь в том, что в каньоне обо всём позаботилась природа и осталось только прийти и снять. Рембрандт же осознанно управляет этим эффектом как художник-постановщик в своей сцене.
4.
от: Alexander Fedin
Менее важные области уходят в тень, часто глубокую, до полной нераспознаваемости. Ключевое слово - "нераспознаваемости";
Да.