Проявитель Жана Фажа

Всего 10 сообщ. | Показаны 1 - 10
Проявитель Жана Фажа
Проявитель Жана Фажа


1. Автор проявителя — французский фотограф Жан Фаж (1905-1991). Проявитель состоит из двух растворов. Им очень удобно управлять раздельной проявкой светов и теней.

Жан Фаж (Zoltan "Jean" Fage) родился в Будапеште в 1905 году и получил образование инженера. Его интересовали все аспекты фотографии, включая оборудование и химию. Он стоял за основанием Французского музея фотографии в Бьёвре (le Musée français de la photographie de Bièvres) и был первым президентом этого музея. Его сын Андре был первым куратором этого музея после переезда в новое здание.


2. Рецепт проявителя. Проявитель Фажа состоит из двух стоковых растворов, хранящихся по-отдельности. Срок хранения стоковых растворов — больше года.

Раствор А

1. Метол - 15 г
2. Сульфит натрия безводный - 90 г
3. Вода - 1 л

Раствор Б

1. Фенидон - 1 г
2. Гидрохинон - 15 г
3. Сульфит натрия безводный - 75 г
4. Поташ безводный - 30 г
5. Вода - 1 л


3. Рабочие растворы А и Б — представляют собой разведения стоковых растворов А и Б с водой в пропорции 1+19. При разведении 1+9, время проявления сокращается на ~50%. Проявитель вытягивает больше деталей из негатива при медленной работе. Не ускоряйте.

Обычная температура рабочих растворов при проявке — 20°С. Для повышения зернистости (за неё отвечает фенидон в растворе Б) температуру можно поднять до 25°С.

Агитация: 3-5 раз каждую минуту.


4. Как работает проявитель Фажа?

Раствор А отвечает за проявку теней  т.е. начинается их проработка, а в растворе Б на негативе проявляются света. Таким образом можно осмысленно управлять процессом проявки. Возможно большое количество комбинаций времени проявки в первом и/или во втором растворе.

В растворе А начинается проявление теней. Происходит интенсивная детализация изображения в тенях. Диапазон оптических плотностей на протяжении всей проявки в растворе А остаётся недостаточным.

Тогда в ход идёт раствор Б, который просто добавляется через определённое время к рабочему раствору А. После добавления раствора Б начинается проявление светов.

Контраст изображения закладывается раствором А. Чем короче проявление в растворе А, тем выше контраст негатива (и наоброт). В результате выравнивающий эффект тем сильнее, чем дольше проявление в растворе А.

Для получения среднего контраста проявление в растворе А длится 7 минут. Время проявки в растворе Б (точнее, в растворе А+Б) — от 4 до 12 минут, в зависимости от чувствительности плёнки.


5. Время проявки

Стандартное время проявки для высокочувствительных плёнок (400 ISO): 7 минут работы проявки в растворе А, затем слить его в ёмкость и добавить в него 1 часть раствора Б. Далее — проявлять 8 минут в полученном А+Б растворе. При проявке низкочувствительных плёнок (40-100 ISO) время проявки в растворе А+Б следует снизить до 4-5 минут.

Пример. Раствор А разбавить водой в соотношении 1+19: на 500 мл раствора А взять 25 мл концентрата и 475 мл воды. Проявлять 7 минут при температуре 20°C. Через семь минут раствор А из бачка слить в ёмкость и добавить в него 1 часть (в нашем случае 25 мл) раствора Б, затем вновь залить полученный раствор А+Б в бачок и проявлять еще 8 минут.

Рабочий раствор А+Б — одноразовый (после проявления его следует вылить).

Время проявления теней (в растворе А) для всех плёнок примерно одинаково и составляет 7 минут. Время проявления светов (в растворе А+Б) зависит от светочувствительности и контрастности плёнки. Так, время проявления плёнок чувствительностью до 100 ISO в растворе А+Б составляет 4-5 минут, тогда как время проявления плёнок светочувствительностью 400 ISO в растворе А+Б должно быть 8 минут (7-10 минут в зависимости от желаемой степени проявления светов).

Например, Rollei Retro 80S или Fujifilm Neopan Acros 100 следует проявлять 7 минут в растворе А, а затем 5 минут в растворе А+Б (при температуре 20°C). Высокочувствительные плёнки Kodak Tri-X 400 или Ilford HP5+ 400 следует проявлять 7 минут в растворе А, а затем 8 минут в растворе А+Б.


6. Два главных правила управления процессом проявки

— При увеличении времени обработки в растворе А — увеличивается насыщенность теней;
— При увеличении времени обработки в растворе Б, растёт контраст, света прорабатываются глубже, повышается резкость.

Варьируя времена проявления в рестворе А и растворе А+Б, можно "сдвигать" ту грань, котрая разделяет характеры работы, управлять тональным распределением, зернистостью и резкостностью для различных участков характеристической кривой.


7. По моему мнению, проявитель Жана Фажа представляет собой "пик" разработок проявителей вообще, так как позволяет за относительно короткое время (а не час как в стенд-проявке) получить полностью проявленные тени и света с максимальной детализацией, и при этом получить негатив нормального контраста (а не максимально выровненный негатив, как, например, при проявлении в проявителе Бютлера).

Например, вы хотите проявить плёнку, отснятую по методу Мортенсена (замер экспозиции по светам, затем вытягивание теней при проявлении). В этом случае экспонирование производится с недодержкой 1,5-2,5 стопа: отснятое изображение нормально экспонировано в области светов, но с недодержкой в 1,5-2,5 стопа в тенях. В этом случае вы увеличиваете время проявления с 7 до 14 мин в растворе А (проявление теней, т.е. вытягивание всех деталей в тенях), а затем проявляете как обычно 8 мин в растворе А+Б (нормальное проявление светов, т.к. они экспонированы нормально) для плёнки чувствительностью ISO 400 или 6 мин для плёнки ISO 100.


Источники:

Биография Жана Фажа (на французском): https://fr.wikipedia.org/wiki/Jean_Fage

Оригинальная статья Жана Фажа "Из практики чёрно-белого проявления" (пер. с французского) из журнала "Советское фото", №11, 1971: https://mega.nz/file/iRRigRxZ#KejqJ0ZogAVzPf2DDv-HcEpcHF1UxZ10KQmL_s7-sdg

Примеры на Flickr'e, в основном Бояна Никонова: https://www.flickr.com/search/?text=jean+fage
RE[Dmitri2021]:
Откуда все эти общие слова?
RE[Dmitri2021]:
использовал два комплекта этого проявителя,очень к нему привык.
RE[il96]:
Вы можете прочитать эти "общие слова" в оригинальных публикациях Жана Фажа, одна из которых (краткая) на русском языке. Мой отзыв об этом проявителе в кратких вставках и в конце поста. Можете также посетить музей фотографии Жана Фажа в Бьёвре (Франция), там вы найдёте стенд посвящённый этому проявителю.
RE[Dmitri2021]:
В молодости очень активно использовал проявитель Фажа.
Те ещё советские пленки хорошо тянулись в нём.
Фото-65 вытягивал на 500 ед.Госта при нормальном контрасте.
Тип-42 тот ещё советский в Фаже выдавал 1600 ед.Госта при нормальном контрасте.
Тип-17 на 800 ед снимали.
Что такое вспышка в помещении я даже не задумывался, если только сознательно чуть подсветить излишне контрастные тени.
С современными Тип-42 и Тип-25 такие номера не прокатывают 

Последние лет 10 пересел на Микрофен, ибо смысл двухрастворника на современных фотоехнических пленках пропал.
А Микрофен их хорошо выравнивает.
RE[Макар]:
так-как я на свежую не снимаю и похоже не буду,совсем не нравиться не дорогая свежая плёнка а на дорогую снимать не чего.))))
поискал в инете Фажу не на шёл... а так купил бы.
RE[Dmitri2021]:
Так там состав простейший, самому намешать не проблема.
Думаю если есть в вашем городе одноклубники, отсыпят.
Я бы и намешать мог, да вряд ли вы рядом со мной живёте.
RE[Макар]:
Спасибо! у нас полно проявителя ходит,вплоть до самодельных,да и у меня на пару лет запасов хватит,это я так... от жадности...)))
по нашим меркам почти в соседнем доме...))) Новосибирск.
RE[Dmitri2021]:
В общем-то да, 1000 км для нас проехать не проблема.
100 верст для бешеной собаки не крюк 
RE[Dmitri2021]:
Этот проявитель использую уже более 40 лет. И сейчас стоит в запасе.
Ничего особенного в нём нет и на современных плёнках он работает не так, как на старых. Особенно это касается ТМАХ и им подобным.
Примеры Ваши нужны, а не на Фрикере. И не надо переписывать, написанное другими, давайте просто ссылку на источник, а свой опыт и свои работы приветствуются.

Да, зачем пр-ль  Жана Фажа, если пр-ль "БЮтлера" имеет  " тональное разделение самым совершенны из известных проявителей."?
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта