С появлением данной камеры лично у меня наконец разрешилась дилемма "какую камеру брать на тот или иной вид съёмки?". Высокое разрешение, быстрая "бутербродная" матрица, компактный форм-фактор и куча других плюшек делает эту камеру поистине универсальной! Спорт? 30 к/с поможет словить эффектный момент. Пейзаж? 50 мегапикселей хватит на любой кроп. Дикая и не очень живность? Скоростной и точный АФ "бьет" белку в глаз. Видео? Все то же, что умеет легендарная A7S3 и даже больше! Роль камеры на все случаи жизни Альфа Прима играет ярко и уверенно, этого не отнять.





{Внимание! Представленная ниже информация актуальна на момент 03.08.2023, в дальнейшем может изменяться и дополняться}
Ключевые ТТХ Sony α1:
➜ Полнокадровая CMOS-матрица с интегрированной DRAM, эффективное разрешение 50,1 Мп
➜ Магниевое шасси, пыле/влагозащита вкруговую
➜ 3 разновидности RAW (несжатый, сжатый без потерь, сжатый с потерями)
➜ Процессор обработки изображений BIONZ XR (мощнее предыдущего в 8 раз)
➜ Серийная съёмка без блэкаута экрана/видоискателя со скоростью до 30 к/с в RAW
➜ До 120 итераций АФ/АЭ в секунду (в 2 раза больше по сравнению с Sony α9II)
➜ Электронный видоискатель OLED Quad-XGA 9.44 Мп (2048x1536), 240 к/с, увел. 0.9х, поле зрения 41° по диагонали, выносная окулярная точка 25мм
➜ Полноценный электронный затвор, позволяющий работать со вспышками на выдержке 1/200 сек (1/400 сек на EFCS-механике)
➜ Видео 8K до 30 к/с, 4K до 120 к/с – с качеством до 10-бит и цветом до 4:2:2
➜ 14 ступеней динамического диапазона для видео (по версии cined.com)
➜ Автофокус по глазам людей/животных/птиц в реальном времени, отслеживание объекта
➜ 759 датчиков фазовой автофокусировки на матрице, покрывающие примерно 92% ее площади
➜ 5-осевая стабилизация изображения, эффективность до 5.5 стопов (по версии Sony)
➜ Наличие профилей S-Log3 и S-Cinetone для видео
➜ ISO 100–32000, в режиме фото диапазон может быть расширен до ISO 50–102400
➜ Режим Pixel Shift позволяет получать кадры бОльшей размерности (199 Мп), либо с повышенным цветоразрешением
➜ Эффективная система охлаждения сенсора пассивного типа (аналогично Sony A7S3)
➜ Вывод RAW-видео 4.2К 16-bit на внешний рекордер через полноразмерный HDMI
➜ Интерфейсы USB-C 3.2 (10 Гб/сек), 1000BASE-T Ethernet, Wi-Fi 2x2 MIMO
➜ 164 функции настраиваются на 17 управляющих кнопок/колес
➜ 2 гибридных слота для CFExpress Type A и SD-карт
Любопытные спецификации сенсора, используемого в Sony α1 (источник):

Официальное онлайн-руководство: https://helpguide.sony.net/ilc/2040/v1/ru/index.html
PDF-инструкция: https://www.sony.com/electronics/support/res/manuals/5025/9cfa1cfa980a08e9a38e7472b1255422/50254804M.pdf
ПО и прошивки: https://www.sony.ru/electronics/support/e-mount-body-ilce-1-series/ilce-1/downloads
Информативный обзор от Gerald Undone (англ.): https://www.youtube.com/watch?v=eO1B9p_p7cE
Способ получить 4К путем даунсэмплинга 8К: https://www.youtube.com/watch?v=kE-6VOz66sU
Руководство по настройке от Mark Galer: https://www.youtube.com/watch?v=888iqbtcrcw
Текущая версия прошивки: 1.32
Уменьшили время включения/реактивации камеры, неуточнённые внутренние оптимизации. Статус проблемы с нестабильной работой АФ на объективе 200-600 G (проявилась у некоторых на прошивке 1.31) пока неясный, многие считают версию 1.20 самой «беспроблемной» на текущий момент.
************************************************
☟Дальше будет много субъективщины и личного опыта. Себя к воинствующим сонибоям не причисляю, т.к. владел/владею разными системами и четко понимаю преимущества-особенности-недостатки каждого аппарата. Однако в экосистеме Sony α на данный момент сижу плотно (2 тушки, более 10 объектосов) со всеми вытекающими.
Нравится:
1. Единичка, насколько мне известно, на момент написания этого отзыва (15.06.2023) самая компактная и легкая в своем классе. Флагман как есть – за это сразу и полюбилась, ибо таскать габаритную технику с годами стало надоедать. "Малое охотничье комбо" из α1 и 70-200/2.8 GM II c экстендером весит всего пару кило и занимает в рюкзаке совсем немного места.
2. АФ не просто быстрый, он крайне цепкий и уверенно держит объект в кадре при сопровождении. Если целитесь в альбатроса, то фокус будет точно на его пернатой физиономии – не ω.пе или волнах. Причем даже старые стекла преображаются на единичке, демонстрируя несвойственную им прыть.
3. Сама тушка крепко сбитая, в меру увесистая, нет ощущения внутренних пустот (привет α7S3 и α7IV). Тактильные ощущения от органов управления отличные, нравится "собранность" кнопок/колес/джойстика – не вихляются и не дребезжат. Хват вполне удобный, над этим основательно поработали со времен 3-й серии. Кмк, эрго на уровне актуальных беззеркалок canikon'а, хотя у владельцев больших лап мизинец может срываться в крутое пике.
4. Я из тех, кто искренне рад возвращению старого-доброго откидного экранчика. Увы, поворотный не оценил из-за склонной к разбалтыванию/выламыванию конструкции (снова привет α7S3) и конфликтности с портами. Не понимаю жалоб на качество самого экрана, ибо: разрешения для такого размера более чем, яркость хорошая, а оценивать цветопередачу так вообще идиотизм... Зато видна крупная ставка на ЭВИ – огромный и очень четкий, можно даже мануалить на глаз. На улице от ЭВИ несравнимо больше пользы, особенно на ярком солнышке.
5. Камера шустрая, а с прошей 1.32 еще и включаться/просыпаться стала быстрее. Может и не дотягивает до уровня профзеркалок, но уже прям почти. Даже более поздние соньки типа α7R5 не ощущаются столь же отзывчивыми.
6. Видео пишет отлично, хотя надо четко понимать что α1 – все ж фотокамера в первую очередь. Которой, впрочем, не грех подснять пару-тройку видосов в процессе. Кол-во и настройки видеорежимов сильно напоминают α7S3 (пафосное 8К опустим, не для каждодневного применения). Однако не забываем про исходные 50.1 Мп, что дает возможность кроить 4К в кроп-режиме с оверсэмплингом. Что удивительно, шум на единичке может чуток и сильнее такового у эски – зато имеет более мелкую фактуру и лучше смотрится/давится при выводе в 1080р. После покупки α1, эска была продана за ненадобностью.
7. Множество кнопей и быстрых менюшек настраивается практически под любую операцию. Один раз навесил и все под пальцами, мегаудобно.
8. Наличие в системе таких оптических шедевров как 14/1.8 GM, 20/1.8 G, 24/1.4 GM, 35/1.4 GM, 50/1.2 GM, 85/1.4 GM (прекрасен, пофиг что медленный и шумный), 100/2.8 GM STF, 135/1.8 GM, 24-70/2.8 GM II, 70-200/2.8 GM II, 200-600/5.6-6.3 G позволяет раскрыться единичке на полную.
9. С α1 замечательно работает уже ставшая популярной прога Monitor+, которая превращает любой современный смарт во внешний экран с кучей полезного инструментария. Связывается как по Wi-Fi, так и через USB-C (только для Android). Прога неродная и даже платная, но своих денег стоит – адептам поворотных экранчиков рекомендую присмотреться. Но батарею поджирает заметно, это следует учесть.
10. Полноразмерный HDMI это, безусловно, пять! Более того, этот порт не припаян к материнке единички и его поломка, вероятно, не приведет к дорогостоящему ремонту (привет, конкуренты!). То же самое касается и мини-джеков.
11. Карты CF Express Type A хоть и медленнее Type B, зато практически не греются. Инженеры Sony, разрабатывая очередной проприетарный стандарт, о чем-то догадывались? В самом начале пути эти карты производились исключительно теткой и поэтомй стоили овердофига – сейчас, однако, подключились сторонние производители и ценник начал приходить в норму.
12. Наличие MIMO ускоряет передачу файлов по воздуху весьма ощутимо, все в буквальном смысле летает.
13. Видик в единичке – словно окно в реальность. Большой и суперчеткий, особенно кайфово с ним мануалить.
14. Мехзатвор издает нежный едва слышимый шелест. Не фанат лязгающей ретро-долбанины, окружающие тоже перестали подпрыгивать.
15. Двухстандартные слоты для карт памяти – это логично и очень-очень правильно. Обычные картоприемники после такого выглядят пережитком, особенно если их 2 и каждый притом разного типа (какого фуагра, Canon?).
16. Настройки камеры можно выгрузить на карту памяти и далее свободно распространить, что очень удобно для быстрого приведения второй/третьей/...дцатой тушки в полное соответствие со своими вкусами.
Вызывает вопросы:
1. Ёмкости уже не нового NP-FZ100 маловато, при длительной съемке желателен батблок или внешнее питание через USB-C. С пустышками лучше быть аккуратнее, все-таки камера требует много энергии в некоторых режимах.
2. Реальное разрешение ЭВИ ощутимо падает при активации следящего автофокуса. При мануальной фокусировке, кстати, все ок – обладателю хорошего зрения не проблема найти резкость на глаз, без помощи пикинга и авто-лупы.
3. На первых прошивках камера умудрялась перегреваться от банального блуждания по меню

4. Многие стали ругаться после прошивки v1.31, мол народный суперзум 200-600/5.6-6.3 G стал чаще мазать по летунам. На фредмиранде поднялся нехилый вой, который поутих после выхода запоздалой и непримечательной v1.32. Однако большинство уверено, что наиболее стабильной и беспроблемной прошей является фэншуйная v1.20. У Sony вообще чудесатая политика в плане снабжения новыми фичами уже выпущенных камер, люди недовольны что флагман не умеет в некоторые фокусы новых камер (забывая правда, про различие аппаратных платформ). Хитрая тетка никому ничего не обещает, но градус ожиданий у владельцев флагмана необычайно высок на фоне щедрых на апдейты конкурентов.
5. Мехзатвор в камере "неполноценный", в наличии лишь EFCS (проще говоря, имеется лишь 2-я шторка). Но зато он карбоновый, тихий и умеет синхронизировать пыхи на 1/400 (рекорд среди полнокадровой шторной механики).
6. Роллинг-шаттер в режиме видео есть и он довольно приличный (в сравнении с той же α7S3). Хотя по словам производителя в 2 раза ниже аналогичного у A9II – у которой, на минуточку, всего 24Мп.
7. В текущей линейке оптики Sony, пусть и очень обширной, маловато светосильных супертелевиков (400/2.8, да 600/4). Был странный анонс в стиле "начинаем разработку 300/2.8" – но этого мало, господа оптические инженеры из Sony! У конкурентов эта ниша окучена хорошо, плюс наличествует огромный парк сэконд-хэнда в данном диапазоне фокусных.
8. Sony почему-то не хочет одарить нас RAW-кодеком собственной разработки (RED злобно скалится из-за угла?), из-за чего даже флагман не умеет писать сырец в себя. Но, нмв, имеющийся выбор кодеков/битрейтов вполне годен даже для серьезного видеографоманства. А если до скрипа в зубах хочется raw-video – покупается Atomos Ninja V с быстрым SSD.
Напрягает:
1. АФ по глазам птиц не работает в режиме видео. Это реальная подстава и форменное безобразие, товарищи! Приходится изгаляться с режимом отслеживания, надеясь что фокус не свалит на какой-нить левый объект в ответственный момент. Сильно надеюсь, что в ожидаемой многими firmware v2.x появится эта и некоторые другие плюшки.
2. В α1 есть уже привычная владельцам других систем опция защиты матрицы при смене оптики. Ну это вот "защитим матрицу ценой замены затворного блока". И ладно б оно работало как надо – но нет, ламели скрывают матрицу не сразу после выключения, а после нескольких секунд размышления о бренности бытия. Матрица открыта всем ветрам, объектив пылится без задней крышки – красота! Отключил нахрен от греха подальше и вас советую.
3. Любимые объектосы Zeiss Loxia временами глючат, камера постоянно вываливается из режима авто-лупы из-за какого-то интерфейсного сбоя (да, у стопроцентно-механических локсий есть электроника). Пикантность ситуации в том, что Zeiss решил самовыпилиться из фотобизнеса, а Sony придерживается позиции "мопед не мой". Стекла отличные, обидно.
4. Порт USB-C напрямую приварен к материнке, что требует нежного с ним обращения и/или допзащиты. А ведь внешнее питание только по нему подается, эх... Проблема, впрочем, повсеместная по рынку (дешевле-с, рыночек порешал).
5. До сих пор не решена проблема с плавной перефокусировкой в режиме видео. Почему-то проявляется на шириках – камера временами игнорирует соотв. настройку, скачкообразно перекидывая фокус. Все это безобразие тянется еще со времен A7S3.
6. Нельзя из меню включить опцию Full Time DMF (это когда ручной фокус работает параллельно с АФ, при кручении фокусера на объективе), пока только спецпереклюком на объективе. Чисто программное ограничение, в более поздних камерах такая фича имеется. Особенно нужно для телевиков, у которых обозначенного переклюка нет (200-600, ага).
Для проявки RAW c Sony α1 в основном пользуюсь Adobe Camera Raw c кастомным кросс-профилем собственного изготовления (отдельное спасибо YariloUA за подробную инструкцию!).
☞ забрать профиль ☜
************************************************
Несколько сердечных просьб к постящимся в данной теме:
1. Не стоит обижаться, если пара-другая страниц одиозного срача канет в небытие без первого/второго/...дцатого предупреждения. Тоже самое касается переходов на личности, откровенных провокаций и прочего непотребства выходящего за рамки общепринятой этики.
2. Цитируемые картинки здесь принято уменьшать до 200 пикс. по ширине (внутрь открывающего тега img ставится нужное число, т.е. img200).
3. Здесь не клуб "только для владельцев Sony α1", но хороший тон предполагает отсылку к более-менее солидному источнику при публикации своих теорий/фантазий касательно обсуждаемого предмета. Злостный флуд будет вычищаться, при том что цивилизованные дискуссии на около-предметные темы не возбраняются. Полезная информация будет закрепляться в зарезервированных постах на 1-й странице.
4. Данная ветка является технической. Оценку творческой составляющей публикуемых фото следует оставить при себе, если автор не обозначил желания ее получить.
5. Большое кол-во однотипных фото не приветствуется (кроме случаев, когда этого требует контекст), будьте самокритичны. Для удобства просмотра рекомендуется размещать не более 5-ти фотографий в одном сообщении, с максимальной шириной в 1200 пикселей.
{дополняется исходя из прецедентов}