Цитата:от: Омельченко Юрий
Снова поясничаем, как школьник... Имеете чего возразить - излагайте дело. :)
Можно и дело изложить.
На результат проявления одного и того же материала влияют следующие факторы:концентрация проявляющего раствора,температура,длительность проявления и режим перемешивания.
Концентрация проявителя во многом определяет контрастность изображения.Изменение концентрации - один из наиболее распространёных в практике обработки способов изменения качества негатива.В общем случае разбавленный проявитель "работает" более мягко и медленно,тогда как концентрированный,напротив,более быстро и контрастно.
Наиболее строгие требования предьявляются к температуре проявителей.Повышение температуры ускоряет проявление,а снижение,напротив,замедляет.Для ч\б плёнок и фотобумаг нормальной считается температура проявителя 20 градусов (в случае применения фенидона в составе проявителя,рекомендуемая температура должна быть 22 градуса).Допустимые отклонения для ч\б плёнок обычно плюс-минус 0,5 градуса,для фотобумаг - плюс-минус 1 градус.На практике требуемую температуру выдержать не так просто,поэтому материал можно обработать при той температуре,какую имеют растворы,но в длительность обработки вносят поправки(за основу берётся длительность обработки при 20 градусах).
для 15 градусов......................увеличение на 50%
для 18 градусов..................увеличение на 20-25%
для 20 градусов......................... по норме
для 22 градусов..................сокращение на 15-20%
для 24 градусов..................сокращение на 35-40%
для 26 градусов.......................сокращение на 50%
Поскольку эти поправки приблизительны,а предполагается пользоваться проявителем постоянно с другой температурой,то величину поправки лучше определит экспериментально
Длительность проявления влияет на следующие факторы:плотность,контрастность,зернистость и вуаль.С увеличением времени проявления растёт плотность и одновременно контраст и зернистость изображения.При затянувшейся обработке плотность перестаёт расти,а продолжает возрастать только контраст и зернистость.Наконец,при дальнейшем увеличении времени проявления появляется вуаль и контраст начинает уменьшаться.Для получения негатива наилучшего качества должны быть выдержаны как длительность проявления,так и температура раствора и режим перемешивания.
Длительность обработки,указанная в инструкциях,прилагаемых к проявителям или плёнкам,учитывает определённый способ перемешивания раствора.Режим перемешивания для разных типов однорастворных проявителей устанавливается исходя из необходимости получить требуемое выравнивание и пограничные (резкостные) эффекты при минимальных дефектах в равномерности проявления.При активном перемешивании (1-2 раза в минуту) негатив обычно выглядит удовлетворительно,однако краевые эффекты выражены слабо или отсутствуют вообще.При полностью неподвижной плёнке они выражены максимально (для конкретного сюжета,типа материала и проявителя),но зато на негативе могут появиться флуктуации плотностей.Типичный случай - образование просветных полос - "столбов" (что связано с наличием перфорационных отверстий),возможно появление светлых "облаков" возле плотных участков изображения (следствие "стекания" отработанного раствора замедляющего проявление),или обратное явление,когда под прозрачными зонами негатива проявляющегося "на ребре",имеются участки увеличенной плотности.Дефекты эти неустранимы,и хотя в ряде случаев они не сильно портят изображение,но тем не менее требуется поиск такого режима перемешивания,когда они выражаются минимально.Если с устранением "столбов" (протечка проявителя через верьхние отверстия перфорации) при больших перерывах во вращении способствует заливка проявителя до уровня перфорации (для советского бачка за 1 руб 50 коп объём раствора равен 286 мл) можно успешно бороться,то в остальных случаях дела обстоят хуже.Это происходит от того,что в местах с большой плотностью изображения (эти места соответствуют светам) проявитель сильно истощается и в нём накапливаются бромиды.Опускаясь вниз,за счёт естественной конвекции,истощённый проявитель недопроявляет участки расположенные ниже; и наоборот,опускаясь от теней изображения,неистощённый проявитель перепроявляет участки расположенные ниже.Кроме этого,при проявлении без перемешивания,на изображении могут появиться светлые пятнышки, - это результат того,что к эмульсии пристали мелкие пузырьки воздуха,которие препятствуют поступлению проявителя к эмульсии.После фиксирования в этих местах эмульсия становится прозрачной.Предупредить их появление можно интенсивным перемешиванием в первые 20-30 секунд проявления и лёгким постукиваним бачка по столу.Избежать выше перечисленных дефектов можно следующим образом,а именно - это метод ФДП (фильтрация деталей проявлением),или как его ещё называют - "голодное" проявление.Способ позволяет максимально реализовать разрешающую способность плёнки,варьировать степень контрастности в широких пределах и даёт заметное увеличение резкости.Суть способа:проявление за счёт значительного ограничения количества находящегося в фотослое.Его количество определяется концентрацией проявителя в растворе и должно быть достаточным для проявления малоэкспонированных участков,и недостаточным для участков фотослоя с большой зкспозицией.Выполняется это следующим образом:берётся достаточно энергичный проявитель типа УП-2 или что-то аналогичное,охлаждается до 4-6 градусов,плёнка в нём пропитывается в течении 2-6 минут,а затем прикатывается валиком к стеклу или любой другой гладкой инертной поверхности.Поскольку плёнку 135 формата сложно к чему-либо прикатать,то её можно свернуть в рулончик,эмульсией внутрь,а сверьху закрепить резинкой, дабы исключить процесс разматывания.В таком положении она ещё выдерживается при температуре 20 градусов в течении 5-8 минут.Затем всё по обычной схеме:промывка,фиксирование,окончательная промывка и сушка.
Двухрастворное проявление,как и "голодное", рекомендуется для сюжетов с повышенным контрастом.Процесс основан на том,что за время пребывания фотоплёнки в первом растворе светочуствительный слой должен вобрать в себя такое количество проявляющего вещества,которго было бы достаточно при взаимодействии со вторым раствором для полного проявления изображения.При этом каждая деталь проявляется по-разному.Чем слабее экспонированы детали,тем дольше действует на них проявляющее вещество,и наоборот,чем сильнее экспонированы детали,тем короче они проявляются.Происходит это потому,что проявляющего вещества оказывается недостаточно для полного проявления сильно экспонированных деталей и вполне достаточно для полного проявления слабо экспонированных.При двухрастворном процессе легко регулировать контрастность изображения путём изменения концентрации проявляющего вещества в первом растворе или продолжительностью пребывания в нём фотоплёнки.Во втором растворе контрастность и плотность изображения обычно возрастают лишь в течении 3-5 минут или другого времени,предусмотренного процессом.Завышенное время обработки во втором растворе существенных изменений в плотности и контрастности не даёт.Следовательно,характер обрабатываемого изображения определяется составом первого раствора и продолжительностью обработки в нём.Поскольку в первом растворе идёт процесс насыщения,а проявление не идёт,или идёт очень медленно,то интенсивное перемешивания раствора не требуется - 2-3 перемешивания за время насыщения.Затем фотоплёнка,без промывки,переносится во второй раствор,или же сливается первый и заливается второй.Особое внимание следует уделить второму этапу процесса.Эмульсионный слой впитывает небольшое количество раствора с проявляющими веществами,и активное длительное перемешивание во втором растворе НЕДОПУСТИМО,поскольку оно вызовет вымывание проявляющего вещества из эмульсионного слоя,что приводит к неравномерности проявления,или же к недопроявлению вообще.