О, спасибо, тему подняли. Давно я в нее ничего не писал. Сейчас как раз сканирую 2 новых пленки с Rollei 16, скоро выложу что-нибудь новенькое. А пока расскажу про еще одну камеру, с которой у меня вообще началась моя история с 16 мм - Mamiya Super 16.

Та что слева. Я уж не помню, как и почему я заинтересовался этой камерой, но купил я ее у пожилой леди на ебее, которая рассказала мне трогательную историю, что эту камеру купил ей ее ухажер в далекой молодости и она так и лежала у нее в коробке в шкафу все эти 50 лет. Камера досталась со всеми причиндалами в большой красивой коробке. С чехлом и огромной вспышкой (в несколько раз больше камеры). Затвор жутко тормозил и камера простояла у меня пару лет на полке для красоты. А этой зимой, в праздники мне вдруг захотелось ей поснимать, я ее разобрал, все промыл, смазал и все заработало, как новое. Надо признать, это был первый в моей жизни случай самостоятельного CLA. :)
Историю эта камера начала с 1949 года, моделью Mamiya 16 (та, что справа) без фокусировки и с тремя выдержками. Через год запустили версию Super. Она уже имела много разных нововведений: больший набор выдержек (2-200), коррекцию параллакса в видоискателе, фокусировку от 0,3 м (у Минольты фокусировка появилась только в 72 году), встроенный фильтр. В общем, уже полноценная камера.
По эргономике - все просто и удобно. Камера очень маленькая - чуть больше спичечного коробка (65x45x32). На первой странице есть сравнение ее с другими камерами, включая Rollei 35. Три раздельных движка для фокуса, выдержки и диафрагмы, зубчатое колесо переводит пленку и взводит затвор, есть счетчик. Видоискатель из двух выдвигающихся рамок. Переднюю можно вдвигать на разное расстояние в зависимости от дистанции фокусировки (коррекция параллакса). Она же в задвинутом состоянии закрывает объектив и блокирует кнопку. Маленький движок возле него выдвигает сменный фильтр. У меня желтый, но есть всех цветов. Снизу камеры есть штативное гнездо, оно же разъем для вспышки.
Кассеты шли сначала раздельные железные (как на картинке), потом пластмассовые с перемычкой, как у Минокса, Минольты или Киева. Железные намного легче перезаряжать пленкой, но мудренее заряжать в камеру. 25 кадров. Одна беда, кадр маленький - 10х14 мм (против 12х17 в Rollei).
Объектив 3,5/25 довольно резкий. Смотрите сами:




Кадр по площади в 6 (!) раз меньше обычного. И мыльный планшетник.
Камера из-за своего размера и формы не воспринимается вообще. коробочка какая-то. Удобно на улице. Как-то отснял целую пленку плотно в толпе, снимая с метра от пуза всякого стрита, а оказалось - когда заправлял пленку, перепутал полную катушку с пустой. :) Но киргизы с негром так сняты.
В 1959 году серия механических камер Super была завершена и ей навстречу пришли вот эти монстры, но о них как-нибудь в следующий раз:
