Ранняя версия, вернее первая выпущена под названием "Юпитер" в 1951 году. А до этого, с 1947 года, выпускался на КМЗ по репарации с Sonnar 85 мм f/2
и назывался чудным именем "Зоннар-Красногорский" или, коротко, "ЗК". Ну и названьице! "ЗК" – Петрову, Васильеву – "ЗК"! (В. С. Высоцкий, "Сгорели мы по недоразумению").
Немного покопавшись в истории, оказалось, у этого объектива весьма богатое прошлое: он выпускался с 1947 года и аж по 2008 год на трёх заводах:"Арсенал",Лыткарино(ЛЗОС) и КМЗ.
Трудно поверить,но по одним источникам, за 60 лет было выпущено 20 версий и модификаций, а по другим – аж около 30!, включая спецзаказы. Невероятно! Я от силы знаю наверное
штук семь-восемь)),но за что купил за то и продаю.
Что касается объектива, то одни почитатели его боготворят и называют лучшим советским портретником за его мягкость и пластичность,плёночность; другие ругают и называют одним
из худших объективов СССР за его мыльный недоконтраст на всех значениях диафрагмы. Если по мне, то правы и те, и другие,объектив Ю-9 не для всех, но тут ещё и редкий случай:
всё зависит от экземпляра,то есть кто и когда его произвёл.
По своему личному опыту, а это у меня уже третий на руках Юпитер-9. Первый был точно такой же, что и сейчас,
только не 1958 г.в., а 1953 г., и был ещё в те времена,жаль был утерян. После хотел приобрести такой же , но то ли хлам попадался,
то ли цена неадекватная, то ли особого желания не было.
А уже в беззеркальные времена попался мне на тест чёрный зеркальный вариант Ю-9, можно сказать, в состоянии "новый", в лаке, в тубусе и с паспортом.
Слышал раньше, что не очень эти "чёрные" объективы, и тут выдался шанс испытать, и не на каком-то затраханном изделии, а на абсолютно новом.
Поснимав, понял, что попасть в фокус на нём — сложная задача: от f2 до f5.6 на снимках всё в лёгкой туманной дымке, и даже не в контре, очень низкий контраст с переходом
в мыльный софт.
Скорее всего, проблема была в самом объективе, так как,тряхнув его, отчётливо слышался звук стекляшек. Возможно был перекос и линзоблок требовал подтяжки и юстировки.
Продавец стекла категорически не захотел ничего править, так как вещь коллекционная, вот кто купит, тот пусть и подтягивает, резонно.
В сети найдётся достаточно владельцев, которые будут хвалить чёрные зеркальные Юпитеры и снимки смогут предоставить качественные.
Всё может быть, не спорю, но для себя решил, что "чёрный Ю-9" брать не буду. Как раз позже в подтверждение вышел ролик-тест Юпитера-9 чёрный, блогера-фотографа Марка Рыбака,который озвучивает эту проблему.
https://www.youtube.com/watch?v=4zosEi1n-sE
Доводилось не раз читать противников Ю-9,мол как можно было создать такое мыло с копии распрекрасного немца Sonnar 85/2!?,а вот тут пардон(с)!, минуточку! Всё не так просто!
Приходилось видеть снимки с этого Sonnar 85/2 и у нас и на забугорных сайтах и скажу что бритвенной резкости там тоже нет,такие же похожие фото как с нашего Юпитера-9,
не больше - не меньше,так что наши инженеры знали что делали и слухи о превосходном Зоннаре немного преувеличены.

снято на Sonnar 135/3,5
Ну и наконец мой герой попался на глаза, и я не смог устоять: тот самый белый винтаж! Сыграло ностальжи, да ещё в хорошем состоянии и по адекватной цене. Надо брать!
Картинка с него действительно какая-то бывает особенная, мягкая и пластичная,очень хорош в Ч/Б. Не скажу, что бритва на открытой, но с резкостью всё в порядке.
Есть, конечно, кое-где хроматика,но всё в пределах. Насчёт шедевров и "вау!"-картинки, то за ними надо с ним ещё хорошенько побегать.
И тем не менее,ранний БЕЛЫЙ дальномерный "Юпитер-9" – стекло доброе,с творческим потенциалом. Ретро-винтаж чувствуется сразу, и даже не в квадрате винтаж, а в кубе!



