Мне так и не удалось построить работоспособную систему пересъемки с точечным источником. Перепробовал всякие источники света, конденсоры, оптику с разного оборудования, всякие конструкции и настройки всего этого и везде в центре кадра на матрице видел яркое пятно от самого источника. Система с рассеянным светом оказалась гораздо проще... ;)
Про всякие 3D эффекты и четкие контуры отдельного зерна - да, с точкой их получить гораздо проще. Это и хорошо и одновременно плохо - при убирании муссора в редакторе приходится бороться не только с самой ворсинкой или царапиной, а еще и с тенью или переоражением от них.
Реже, но такое вылазит и при рассеянном свете. Часто это зависит от того с какой стороны пленки находится дефект и с какой стороны производится засветка кадра при пересъемке... А иногда подобные вещи зависят банально от самой картинки в кадре, на которую накладывается такой артефакт. Имхо все, специально исследованием этого никогда не заморачивался... ;)




ЗЫ: И, да:
Цитата:от: Vitalij_K.
Чистое зерно должно выглядеть как песочек. Чаще наблюдаем более крупную фактуру - флуктуации - результат наложения неоднородной структуры снимаемого негатива на неоднородную структуру матрицы.
Частично согласен - ограниченность разрешающей способности фотоматрицы приводит к появлению таких структур.
Но и под микроскопом пленочное зерно не выглядит как однородный песок. В составе эмульсии всегда присутствуют зерна разных размеров. Их видимый размер может отличаться на порядок, как из-за размеров, так и из-за их ориентации - в наиболее современных пленках специально применяли плоские чешуйчатые кристалы.
Кроме того в желатиновом слое как при поливе, так и в процессе хим обработки кристалы слипаются в некие комочки, образующие совершенно причудливые, иногда волокнистые структуры.
Поверх всего этого в старых пленках часто можно обнаружить расстрескивание и повреждение самого желатинового слоя, вносящее свой вклад в структуру зерна...
Так что то, что мы обычно видим, даже с лупой, на напечатанной фотографии и то, что так любят воспроизводить в фотошопах ностальгирующие цифрофотографы, мало имеет общего с регулярной структурой цифрошума и структурой просеянного пляжного песка... ;)
В цветной пленке еще веселее - краситель оставшийся после вымывания серебра имеет еще более тонкую и сложную вплоть до ворсистой структуру, одновременно повторяя структуру исчезнувших кристалов галогенида серебра...