Кто как, а я уважаю Никон. Конечно, это дело вкуса, и личного опыта каждого. Так сложилось, что первой цифрозеркалкой , попавшей мне в лапы, оказался именно никон. Любовь с Сигмой случилась потом, существенно позже. И естественно, я понемногу обзаводился никоновскими стёклами – не топовыми, конечно, но неплохими. У никона, в общем, хорошие стёкла – а вот матрицы не очень. Понял я это, когда свёл знакомство с адапталловской оптикой. То же самое стекло на Сигме давало – при сравнении в лоб - значительно более чёткую, чистую, красивую картинку… чем оно же – на никоне. И тогда я задумался: получается, никоновские линзы должны быть очень качественными, чтобы в итоге покрыть присущие матрице недостатки. Вот бы попробовать их на Сигме….
Легко сказать – попробовать! Пожалуйста, меняй байонет на сменный реплэсмент маунт с Сигмакамлауда - http://www.sigmacumlaude.com/ (есть такой прикольный сайт, рекомендую, кто ещё не любопытствовал). Не так уж и дорого, если разобраться, - для того, у кого водятся цейссы под никон… и кто не боится мануальщины.
Мануальщиной нас не испугаешь, а вот отказываться от родной оптики я категорически не согласен. Зачем себя искусственно ограничивать? Тогда надо искать переходник. Чтобы снял-надел, надел-снял. Ищем-ищем – не находим. Все говорят, что таких в природе не бывает. Нет, всё-таки нашёлся! Вот, пожалуйста – http://www.jtat.com/sd/index.html - мистер Сузуки Казуо, японский сигмовод, просто хороший человек, и мастер на все руки, изготовит для вас уникальный переходник. ГМ… Вот почему китайцы этого не делают! Действительно, тонкая и сложная штучка. Запас-то рабочего отрезка маленький – 1,5 мм, нужна большая точность и жёсткость изделия. Пожалуй, это действительно может стоить полтораста шмяксов. Это ничего, а вот это плохо – список совместимой никоновской оптики. Небольшой, надо сказать, список, и что огорчительно – моих линз там нет; и ваших, скорее всего, тоже. Почему – да очень просто. Все стёкла семейства «Г» - без кольца диафрагмы не подойдут по определению, не будем же мы снимать на ф22, а ещё Никон очень любит на попе у линз чего-нибудь нагромоздить…. и плевать ему на наши сигмовские 9,4 мм до защитного стёклышка! Мало таких, которые в этот зазор влезают. Пилите, Шура, пилите…. Пилить я не был готов, и почти оставил свою затею.
А между тем, решение было рядом – но только частичное. Существует, и многим известен переходник для линз никон на камеры м42. А если на него навертеть второй – м42-сигма? Стоит недорого, 12 шмолларов, так что попробуем! Приедет - посмотрим. И оно приехало – в точности как нарисовано.

Сам адаптер сделан аккуратно, надевается и снимается без проблем, нормально фиксируется на линзе – словом, придраться не к чему. Пора применить его в деле. Вот, для начала – никоновский полтинник AF 50/1,8 D, нахваленный Роквеллом (и не только!) – маленький, простой и дешёвый. Хорошее стекло, и текущей теме нашей вполне соответствует – любая никоновская линза, если прикрутить её на Сигму, сразу становится мануальной :D

Смотри-ка, и правда макро – с красивым размытием фона, с неплохой детализацией в тонюсенькой зоне РИП – вон, пыльца видна, а можно ли желать большего? И цвет радует – по-моему, не давал этот полтинник на никоне такого цвета… Это у нас при f4 на МДФ, а что получится на максимально возможной для фокусировки дистанции? Подожмём заодно диафрагму до 5,6 - и посмотрим.


Нет, оно неплохо, и цвет приятен, и размытие культурное, и в резкости достаточно большая зона, - не так уж мало что в кадр влезает… но хочется большего. А как его, этого большего, достичь? Взять, да подпилить адаптер? Чтобы покороче стал, значит. Подпилить-то можно, есть там запас, да недаром он сделан – с таким ни одна самая длиннопопая линза защитного стёклышка Сигме не испортит.
А если взять, да приспособить догоняющую линзу из переходника м42-никон? Знаю, что на них ругаются – ну, людям рта не заткнёшь, они на свои ругаются, может, те и вправду полное оно, а моя очень даже ничего, резкая, с двойным просветлением. Если что и портит, то я за все эти годы, что её пользовал, того не сумел ни разу заметить, хоть и старался. Вон, фильтры умные люди по скольку штук накручивают, и ничего не боятся…
Вывинтил я линзочку из переходника, проверил – маловата будет. Надо бы осенью найти токаря, да из того же переходника вырезать колечко размером под внутренний диаметр адаптера м42-сигма. Ну, это осенью, ждать недолго, да неохота. Я пока без токаря обойдусь, на первую примерку – проверить, может, вообще возиться не стоит, хорошую вещь портить? А вот от фэда футляр валяется, очереди в музей дожидается. Хорошая кожа, толстая, грубая и жёсткая. Вырезал нужное колечко, - линза влезает, и даже неплохо фиксируется. Варвар, что поделаешь! Не попадёт мой фэд в музей…
А линза вставляется, всё как надо, одевается. Берегись – щас пробовать будем! Эксперимент, дело азартное! Начнём с близи: МДФ, f4 с рук. Так, разбираем по порядку: резкость и детализация есть. Не видно особой порчи от линзочки! Капельки, пузырьки, морщинки… жаль, что розы повяли, пока я готовился. Ну, ничего, будем считать, что это автопортрет. :(

Что совершенно точно не радует – это явно увеличившийся гринкаст по краям. Оно и не удивительно – догоняющая линзочка-то просветлена розовым. (Это у меня такая теория имеется – что стёкла с красным и малиновым просветлением задней линзы гринкастят, а с зелёным – нет. Но пока об этом докладывать рано – я ещё не все стёкла на свете проверил).
Отступим подальше – опять ничего страшного. Разве что зелени по краям чуть поубавилось. (f5,6)

А это на максимально возможной для фокусировки дистанции – 85 см. Нельзя сказать, что результата нет, но и что проблема решена, не скажешь. Или линзу посильней подобрать, или всё-таки пару мм с переходника сточить… попозже, осенью, а пока посмотрим, что с таким получается.

Вот, тот же самый букет, но площадь охвата вдвое больше будет. Да, край несколько зеленит, ну, а в остальном как? Да вроде неплохо…

На f4 – неплохая детализация, приятная картинка…. гринкаст не отрезаю – а хочется! Ну, что гринкаст, сам факт впечатляет - всё-таки, никон на сигме! Да, это возможно.

А вот давайте на открытой: f1,8! Предсказуемо…. Контраст упал, линза хроматит, даёт ореолы, засветки – и всё-таки красиво!

А теперь попробуем 2,8 – мой самый любимый размер. Ого – прикольная акварель получается! И это на меррилле, который вообще-то склонен чернить тени, за что его наши товарищи справедливо порицают. Видно, дело не только в камере – от линзы тоже что-то зависит.

Очень нежная деталировка, сочный, светлый, эмоционально позитивный цвет, приятное размытие и ещё такие кружочки на фоне, вах! Получив этакую картинку, я сразу начал щёлкать на f2,8 всё подряд, чтобы вкуриться в этот эффект.

В общем, молодец никон – хороший полтинник сделал. А цвет какой! Чисто акварель – даже кажется, что потёки видишь. И фон подкручивает стильно, и кружочки рисует.

Теперь давайте диафрагму подзажмём… на том же сюжете, чтобы оценить разницу. На f4 – неплохо; деталей прибавилось больше, чем испортилось фона.

А на f5,6? Опять молодец…. Глубокие тени начали чернеть, но пока не смертельно.

А больше мне лично зажимать и не хочется. Хватит! На этом месте пока прощаюсь – материалу ещё порядочно, а времени – увы. Продолжение в следующем номере. :)