Общаюсь с несколькими фотографами, которые снимают на БФ. Забавно, что у большинства путь развития технической части фотографии схожий. После перехода на БФ, обычно сначала балдеют от резкости, потом ищут пластику, затем винтажный "привкус". И одним из путей развития технической части - софт-фокус объективы.
Пересмотрел много примеров с разных линз на БФ. Очень разный софт у всех объективов и при достаточно большом выборе, для меня всего 3 линзы рабочие - которые дают не эффект, а именно мягко-рисующие. Это так называемые диффузионные софт-фокус объективы. Они дают и резкие элементы и мягкие по кадру, обычно софт-эффект не линейный по яркости и по глубине резкости. Примеры есть выше.
К тому же, характер размытия сильно зависит от формата кадра. На БФ проще, а вот с узким кадром все очень сложно. Очень много технических ограничений.
Попробуем разобраться, какие есть конструкции и какие у них преимущества и ограничения.
1. Оптические схемы. Встречал софт-объективы по схеме: монокль, мениск, ахромат, двойной ахромат, софтящий пецваль, и пару смешанных конструкций.
У всех очень разный характер софта, разные искажения. У многих сильные искажения по краям кадра, что может быть хорошо для портрета и не совсем уместно для пейзажа и архитектуры. Второй вопрос - хроматические аберрации - у большинства моделей они значительны. Если вы ищите линзу для ч/б - одной проблемы меньше, а вот для цвета - выбор очень мал. Чтобы и цвет не искажали и с минимальными ХА, на сколько я понял только апланаты и ахроматы.
2. Достаточно сложное наведение на резкость, требуется опыт. Точка фокуса и максимального контраста разнесены. К тому же, диафрагма в этом объективе не только влияет на глубину резкости, но и на количество софт-эффекта. Все это замедляет скорость съемки. Если говорить о дальномере, тут тоже проблема сопряжением. В лейковских объективах два геликоида, второй как раз для дальномера и он точно рассчитан под конкретное фокусное. При установке любых сторонних объективов дальномер будет работать не корректно. Поэтому такие объективы проще использовать с ЭВИ, при 10ти кратном увеличении.
Из заводских изделий можно найти:
1. Kenko MC Soft 35/4 - 5 линз в 5 группах
2. Kenko MC Soft 45/4.5
3. Kenko MC Soft 85/2.5 - 3 линзы в 3 группах
4. Kiyohara Kogaku VK50R 50 mm F4.5 - 2 элемента в 1 группе (мениск-ахромат)
5. Kiyohara Kogaku VK70R 70 mm F5 - 2 элемента в 1 группе (мениск-ахромат)
6. Kiyohara Kogaku VK105L 105 mm F4
7. Pentax F 85/2.8 Soft - 2+2+1 - пецваль +1
8. Pentax FA 85/2.8 Soft- 2+2+1 - пецваль +1
9. Pentax Soft 85mm F/2.2 - ахромат - 1+1
10. Fuji Fujinon 85mm f/4 85/4 SF Soft Focus EBC M42 Mount Lens - диафрагма с отверстиями.
11. Yasuhara MOMO 100 43mm f/6.4 Soft Focus Pancake Lens
12. Daguerreotype Achromat 64mm F2.9
13. Lensbaby Velvet 56mm f1.6
14. Lensbaby Velvet 85mm f1.8
15. Minolta AF SOFT FOCUS 100mm F/2.8
16. Minolta-MD Rokkor 85/2.8
17. Canon FD (new FD) 85mm f/2.8 Soft focus
18. Canon EF 135mm f/2.8 Soft Focus Portrait AF
19. Spiratone Portragon 100mm fixed f/4 Cult Soft Focus Art Lens
20. Leica Leitz Thambar L39 90/2.2 90mm
21. LB Muse Soft Focus Optic f3.3/f4.8 - пластиковые линзы
Так же мастера собирают монокли, ахроматы, пецвали. Проблема этих объективов в том, что их делают наугад, из линз других объективов, в корпусах других объективов. Это не совсем полноценное изделие из-за отсутствия расчетов и изготовления оптических схем. Не всегда красиво смотрится внешне. Зачастую непривычные фокусные расстояния. Сложнее сделать софт-фокус 40-50мм, особенно для цвета.
Но, если говорить о портретной фотографии, тут различные виды искажения могут быть наоборот в пользу и придавать фотографии объем и винсажный привкус.