Цитата:от:ДМБ
[quot] как так может получиться, что на сенсор спотметра светят сначала три источника, а потом один, но спотметр этого не замечает, я пока не могу.[/quot]
Вроде бы, изначально был разговор об объектах сцены с разными насыщенными цветами, а не облучении спотметра дополнительными светодиодами и лазерами. Предметы меняют свой цвет из-за того, что меняется отражательная способность поверхности предмета для различных длин волн, а не из-за того что появляются дополнительные источники света. Подробнее
Во-первых, это был пример, в котором подсчет наиболее прост. Вместо диодов я мог бы взять серые и цветные карточки, но тогда пришлось бы подсчитывать, какова красная составляющая в сером листе, который по яркости равен некоторому красному листу. А с диодами все сразу очевидно. Но если хотите, я могу сказать это по-другому: при съемке красного листа красночувствительный слой слайда будет засвечен на полтора стопа больше, чем при съемке серого листа с той же яркостью. (Я предполагаю здесь, что спотметр во всем спектральном диапазоне точно измеряет яркость, т.е., энергетическую яркость излучения, скорректированную в соответствии со спектральной чувствительностью глаза, и что каналы слайда в равной степени реагируют на яркость. В реальности это не совсем так ни для слайда, ни для спотметра, причем, неидеальность может как ухудшить, так и улучшить ситуацию, но смысл должен быть понятен.)
Во-вторых, не отменили же ночные городские сцены со светящейся рекламой, фонарями, светофорами и прочим, да и лазерные шоу, в конце концов, тоже не запрещено снимать.
Цитата:от:ДМБ
Если покинуть виртуальный мир киборгов, светящих ультрамощными лазерами в глаз друг другу, и вернуться в наш обычный человеческий мир с обычной цветной фотографией, то обнаружится, что произведя простейшую тестовую съёмку мы всегда и во всех случаях для любого цветного объекта сцены можем получить любую требуемую нам плотность на слайде (негативе). Подробнее
Можем, но для этого надо правильно интерпретировать показания спотметра, то есть, провести эту самую тестовую съемку.
Цитата:от: ДМБ
Мы всегда и во всех случаях можем указать объекты сцены любых цветов, на которых фактура поверхности начнёт пропадать в светах или тенях.
Да, но яркость (экспопара), которую в таких случаях показывает спотметр, будет разной для серых (в смысл, бесцветных) и ярко окрашенных объектов (особенно на краях видимого диапазона, которые засвечивают только один слой слайда). Безусловно, это можно и нужно учесть, и самый простой способ - тестовая съемка и последующее внесение поправки, но по крайней мере, об этом нужно знать (о том, что если вам приходится снимать насыщенные цветные объекты, кладя их на края входного диапазона слайда, вам нужно отснять тест не только по серым объектам, но и по цветным.) Я же абсолютно уверен, что если вы сейчас опросите местных фотографов, 9 из 10, если не 99 из 100 не отснимали цветные объекты на предмет определения экспопоправки, просто потому, что не считали это нужным.
Цитата:от: ДМБ
То есть, результат съёмки полностью детерминирован с экспонометрической точки зрения. Не может быть несанкционированного вылета ни по одному из цветов.
Второе не следует из первого. В том смысл, что не следует, если вы будете просто следовать спотметру, не учитывая, что измеряете и снимаете цвет.
Цитата:от: ДМБ
Если я присваиваю посредством экспозиции какому-то насыщенному по цвету участку сцены плотность 1.0D, то именно такой плотности и будет соответствующий участок на плёнке.
А как вы присваиваете? У вас есть одно число - экспопара (ну или яркость), которую выдает спотметр. Он не знает, во что вы его ткнули, и думает, что это серое, а не цветное. Правда, в 1.0D вы попадете наверняка, потому что это практически линейный участок (насколько это возможно у слайда) и слишком далеко от краев, а вот по краям будет хуже. Представьте другое - некий фотограф решил нечто (пусть даже очень серое по цвету, неважно) поместить в 1.0D. Ткнул в это нечто спотметром, и без всякой поправки получил экспопару (это как раз и сунет его объект в 1.0D, если у него заводская калибровка, и не слишком важно, серый объект или цветной). Отлично. Но наш фотограф далеко не слепой, и он отлично видит, что в сцене есть еще яркий объект, и ему очень бы не хотелось видеть его совсем бесфактурным. Он теперь тычет спотметром во второй объект и узнает, что тот на полтора стопа ярче первого (если у него есть дельта-режим, ему прямо так спотметр и напишет). Отлично, думает фотограф - у меня все в диапазон слайда укладывается, второй объект будет светлым, но не выбитым. На самом деле, если этот второй объект - серый (белый), все и правда отлично, и все будет так, как думает фотограф. Но нашему фотографу не везет, и этот объект, в который он ткнул, и который, по показаниям спотметра, всего на полтора стопа ярче среднесерого, красный, чисто красный, без примесей. В результате на слайде фотограф получает красную дыру (потому что красночувствительный слой выбит и прозрачен, так как получил экспозицию +3, а два других ничего не получили и потому равномерно окрашены с максимальной плотностью - они и дают красный цвет на слайде).
Цитата:от:ДМБ
Чтобы какой-либо цвет стал выбитым на плёнке, он изначально должен быть очень ярким и бросающимся в глаза фотографу на сцене, он никак не может быть "замаскированным" и скрытым от фотографа.Подробнее
Поспорим? :) Нет, он несомненно, не будет скрыт от глаза фотографа, но очень вероятно, будет скрыт от его мозга. Просто не подумает наш среднестатистических фотограф о том, что красный (или синий) с той яркостью (измеренной спотметром), с которой белый еще вполне себе приемлем, будет выбит.
Цитата:от:ДМБ
Насыщенный цвет также обычно достаточно "глубок", а максимально глубокий цвет тяготеет к чёрному цвету. Как вменяемый фотограф может пропустить очень яркий участок сцены, а участку с насыщенным цветом случайно назначить малую плотность на слайде?
Нет никакой возможности несанкционированного вылета одного из цветовых каналов плёнки у адекватного человека со спотметром в руках. Нет никаких подводных камней и совершенно неожиданного брака на плёнке.Подробнее
Давайте проведем опрос - кто из присутствующих знает о необходимости поправки при замере цвета?
Цитата:от:ДМБ
[quot]Почему выбитый-то? Я специально говорил об остатках фактуры, а если у кого спотметр при кнопке "света" выбивает, предлагал дать поправку, чтобы в исходной позиции (когда светят все три диода, давая в сумме белый) ничего не выбивалось.[/quot]
Возьмите денситометр и померьте белый участок слайда, где всё ещё читается какая-та фактура. Такова суммарная плотность трёх цветных слоёв эмульсии. О каком цвете можно говорить в этом случае? Для такой плотности все слои должны быть практически выбиты, ни о каком-либо насыщенном цвете в каком-либо из слоёв даже говорить не приходится. У профессионалов это называется "зона разбеливания".Подробнее
Да мне белый как раз и не нужен! Я просто брал его за точку отсчета. Мне нужен красный, и красный не выбитый.
Цитата:от:ДМБ
[quot]Разумеется, это так. Но, чтобы решить художественную, нам нужны технические средства - раз, и нужно умение правильно (то есть так, что это дает нам возможность получать нужный нам результат) их использовать. [/quot]
Из технических средств нам по сути нужна только наша убогая память, после тестовой съёмки запоминаем как выглядит (какую оптическую плотность имеет) каждый из интересующих нас цветов при данной экспокоррекции на данной конкретной эмульсии при данной проявке.Подробнее
Абсолютно верно, именно это и только это и требуется, и такой тест, если его проделать, полностью исключит ошибку. Но я, повторю еще раз, настолько же абсолютно уверен, что подавляющее большинство фотографов этого теста не делают, и вовсе не из-за природной лени, а просто потому, что считают это ненужным (например, возможно, они сделали тест с серой шкалой, и думает, что этого всегда будет достаточно).
Цитата:от: ДМБ
В обычной человеческой жизни нет никаких шансов попасть впросак с экспонометрией, занимаясь съёмкой на цветную плёнку.
Ну, это зависит от типичных сцен. Действительно, большинство не сталкивается с необходимостью поместить насыщенный цветной объект (насыщенный в сцене) в света слайда. А если кто изредка и сталкивается, относит промах на счет случайной ошибки. Я же сразу написал, что проблема в реальной жизни редкая.