Строим правильный монокль.(ну что начнемс, пока черновик, как дать расширенный доступ к правке не знаю)
Коллективное творчество , по материалам собранных и обобщенном как на сайте club.foto.ru так и в интернете, обработанном коллективом клуба, в соответствии с личным опытом.
Требования предъявляемые к моноклю.
- управляемость (конструктив)
а) наводка на резкость должна быть от бесконечности до минимально расстояния фокусировки и фиксированая по ходу, плавная с возможностью фиксирования на любом участке. (Как и у любого мануального объектива.)
б) Диафрагма должна быть переменной, стационарной с возможностью установки съемных. При условии и возможности сделать штатную диафрагму съемной без нарушения требований к корпусу.
г) должна быть возможность установки штатных светофильтров.
в) корпус металлический вся конструкция должна быть влаго- ударо- стойкой, нечего не должно крошится или отваливаться. В том числе и после критических воздействий он должен просто умереть, а не остаться условно рабочим, с высыпающимся чернением и расползающимся картоном в руках ;)
- по рисунку
а) софт эффект должен быть равномерно по всему полю (возможен только при заднем расположении линзы относительно диафрагмы)
б) виньетирования не должно быть или минимально, определяется правильным подбором оправы и диаметром линзы.
в) кома должна быть правильной круглой формы и минимизирована блики могут по краям превращаться в эллипсы (на широкоугольных особенно), но яркая точка должна оставаться посередине своего ореола.
Тестовые фотографии отюстированых моноклей.
С передней линзы Гелиуса 44м фр около 70 мм

С линзы Гелиуса 44-2 фр около 50 мм


Методика изготовления
Выбор линз в зависимости от поставленных задач перед собой. В идеале собирается линейка фиксов с Фр 35-135. Далее смотрим справочный материал и решаем что Вам собственно говоря нужно.
Подбирается линза, находятся подходящий(и) донор(ы), объектив(ы) под корпус (Варианты изготовления корпуса самостоятельно, представляются мало вероятными из за сложности слесарных работ).
Выбор корпуса с диафрагмой, определение характеристик монокля который получится.
Что надо сразу рассчитать для определения что получится на выходе и как подобрать донора(в)
а) Фокусное расстояние (определяем по единственной линзе) *
б) Светосила объектива (измеряем минимальный-максимальный диаметр диафрагмы донора объектива + известное фокусное расстояние линзы) с этих данных потом пересчитываем диафрагму. (на вскидку не помню чуть позже)
По выбору "донора" по (под) диафрагме отдаем предпочтение много лепестковой. Чем больше тем лучше (определяет форму сферических аберраций шесть лепестков шести гранник, восьми лепестков восьми гранник и т.д.)
в) Ожидаемое оптимальное расстояние от диафрагмы до линзы (наиболее вероятное составит 1/5 от фокусного расстояния линзы в мм, далее юстировка по форме комы)
г) Рабочие расстояние и фокусировка на бесконечность (в расчеты не вникал подгонял макро кольцами с шайбами).
Сборка макетов и монтаж конечного объектива.
Объем работы особо велик при юстировке.
Методика тестирования при юстировке:
а) места установки диафрагмы
Временно фиксируется линза на растоянии 1/5*фр, выполняется 9 кадров: источник по центру, по углам и по серединам сторон. Сразу видно кому и центровку линзы.
Источник (ки) должны быть точечным (и) предпочтительно белого света, возможно использование свето диодов , например свето диодный фонарик с снятым отражателем и светорассеивателем. Снимки выполняются с расстояния превышающего минимальную дистанцию фокусировки.
Б) юстировка объектива на бесконечность.
Юстировка производится по тонко матированному стеклу с десятикратной лупой для разглядывания изображения, или через видоискатель зеркальной камеры (помним о матрице и грязи) . Лучший объект для юстировки - кирпичная кладка в пасмурный прозрачный день при фиксированной диафрагме, в нашем случаи подойдет и яркий солнечный день, что будет даже удобней, но закрываем диафрагму на минимальное отверстие для удаления софт эфекта.Стена должна быть достаточно удаленная (кирпичи должны еще хорошо различаться примерно 20 метров зависит от фр линзы, хотя у большинства моноклей наводка на бесконечность начинается на расстоянии 3-7 метров зависит от Фр).
При сборке конечного продукта ;) сразу не чего не фиксируется намертво.
Техника безопасности при проведении работ xD.
При юстировке на цифро зеркале помните: матрица не любит грязь, смазку, а попадание металлической стружки внутрь, вообще может повлечь не предсказуемые последствия. Цена очистки матрицы от 30 евро до выхода её из строя, и последующем походом в магазин за новым фото аппаратом.
Справочная информация:
условные обозначения
f - фокусное расстояние монокля;
D - диоптрийная сила линзы;
а - угол зрения монокля;
diag - диагональ кадра;
dвз - диаметр входного зрачка;
е - относительное увеличение монокля;
dл - диаметр линзы;
d - диафрагма;
dсв - световой диаметр линзы
Расчет основных характеристик монокля (империчиский)
Перевод диоптрий в фокусное расстояние линзы:
F=100/D. F получаем в сантиметрах.
Расчет угла зрения:
a = 2arctg(diag/2f);
относительное увеличение монокля:
e = dвз/f;
Таблица
D f а dсв
+2 500 5 125
+3.3 300 8 75
+4 200 12 505
+6.7 150 16 37.5
+10 100 24 25
+13.3 5 32 18.8
+20 50 46 12.5
для диафрагмы d=1.4
* Определяем фокусное расстояние линзы-
линейка, белая коробочка, на которую будем проецировать изображение, и удаленный источник света. Еще лучше макромех, у которого в хвосте матовое стекло стоит.
Использованные материалы и ресурсы интернет:
1988 © Георгий Колосов Статья была опубликована в журнале “Советское фото”, 1988, № 5, 8.
источник http://art.photo-element.ru/ts/kolosov-monocle/kolosov-monocle.html
Консультанты и редакторы
VAGUS и Nikolay Kurchavov