# 1
Начнём с рассмотрения фактур / текстур поверхностей снимаемых объектов. Фактура – это характер строения поверхности, у Дыко Л.П. Уточним и расширим эти понятия. Текстура [лат. textura] - особенности строения твёрдого вещества, обусловленные характером расположения его составных частей (кристаллов, зёрен и т. д.), например твёрдых горных пород. Текстура характеризуется структурой (естественный рисунок материала) и плотностью этих структур. По этой причине она определяет отражение падающего света. Фактура и текстура в нашем случае почти синонимы, здесь мы можем пренебречь понятийной разницей. Важнее, что фактура/текстура выступает фоном.
Разнообразие и взаимодействие плотности и структур удобно показать на самом важном звене женского портрета – волосах. Основными показателями будем считать передачу объёма, текстуры и детализацию последней. По структуре волосы бывают: тонкие (Т), средней толщины (СрТол), жёсткие (Ж). По плотности – редкие (Р), средние (СрПл), густые (Г). Всего девять комбинаций, но сколько проблем с их достоверной передачей! Цвет влияет на фактуру, но здесь рассматривать его не будем, позже. Сухие – жирные, тоже отдельная тема, позже.
• Т-Р: очень мягкие, требуют придания дополнительного объёма на фото с помощью боковой-контровой подсветки; подсветка направленными пучками, важна детализация (слабый поляризатор при естественном освещении);
• Т-СрПл - объём им придают малым углом подъёма стрижек – критичны к углам подсветки и общему освещению, интенсивный, мягкий, рассеянный свет «съедает» объём. Поляризатор;
• Т – Г – нуждаются в дополнительной проработке структуры освещением и очень критичны к выбору экспонометрических параметров. Большинство автоматических камер не справляются с этой задачей (теряется детализация) – нужны экспонометры высокого класса или длительное пусто-порожнее экспериментирование при недостаточном опыте; Затенение просветным лайтдиском, поляризатор; К работе с такими фактурами очень близка работа с кожей, но там ещё добавляются цвет и тон.
• СрТол – Р: требуют отдельного подчёркивания объёма, важна экспозиция;
• СрТол – СрПл: хорошо структурируются, стандартные схемы подсветки;
• СрТол – Г: снова не столько проблема объёма, как выявление фактуры подсветкой и точностью экспозиции;
• Ж – Р: объём стоит сам, лёгкая бок-контр подсветка;
• Ж – СрПл: очень хорошая фактура, любые объёмы и формы;
• Ж – Г: стандартные схемы освещения, ограничены короткие стрижки, иначе их доводить как стильные. Направленный свет под малыми углами для детализации.
На этом этапе мы впервые «чувствуем» необходимость в поляризационных фильтрах для устранения бликов и «чуть-чуть» большей выразительности рассеянного освещения (слегка насыщения цвета), особенно при естественном освещении. Здесь используется поляризатор 2,5х или 4,х на «очень малых, аккуратных оборотах». Дальнейшее усиление направленности света – тарелки большого диаметра с сотами, схемы подсветки, особое внимание бок-контр подсветке. Поляризатор плюсом для насыщения светлых волос, альтернатива для девочек, молодых блонди - B + W Soft Pro Blur, иногда лучше мягкорисующий B+W Weichzeichner Soft-Pro.
Текстура – это пожалуй первое, на что обращают внимание после обзора композиции. Оценка её передачи может быть «решающим словом» в оценке фото. Переданная фактура / текстура на снимке у зрителя вызывает тактильные (на ощупь) ассоциации: нежная, мягкая, фактурная и прочие. Фактура может ассоциироваться с ощущением теплоты, холода, кроме того фактура, по орнаменту, структуре может вызвать из памяти зрителя любую предметную ассоциацию – кожа, замша, дерево, пластик и т.д. Очень негативно воспринимается как выжженная пересветом (за 255 очей) «текстура», так и проваленная в темноту. Несколько меньше, но всё же негативно воспринимаются ошибки в экспонировании текстур.
Фактура неотделима от цвета (помним, полярики насыщают цвета при определённых условиях). В ряде случаев он усиливает выразительность фактуры, в других – поглощает её проявление. Цвет индивидуализирует фактуру (возьмём, к примеру, листья деревьев). В понятие фактуры часто включают макрорельеф поверхности. Между матовой структурой поверхности и изменяющим её формы макрорельефом различие чисто количественное, масштабное. Шероховатости матовых фактур при их масштабном увеличении переводят эти поверхности в группу крупноструктурных (фактурных), а следующая ступенька по крупности - макрорельеф. Роднит матовые поверхности и макрорельеф сходство в обработке этих поверхностей светом и его отражении.