Режим TTL - стандартный.
Применяется для правильного экспонирования основного объекта с участием вспышки. Экспонирование фона полностью зависит от настроек камеры, а вспышка оказывает или не оказывает лишь остаточное воздействие на фон. Гибкость стандартного TTL расширяет возможностей фотолюбителя. При стандартном TTL система камера – вспышка оставляет больше «рычагов» для светового баланса между освещением основного объекта и фона, а также подсвечиваемыми участками и сценой в целом. За баланс всех плотностей несёт ответственность фотограф, система даёт ему очень удобные средства. Лучше всего эти возможности раскрываются при использовании стандартного TTL в сочетании с точечным замером экспозиции в режиме ручного управления экспозицией (М). Ключевыми тут являются знания и умения фотографа.
В обоих случаях (TTL BL и TTL) мощность вспышки определяется по экспозиционному замеру датчика камеры. Разница между TTL BL и TTL состоит в том, что стандартный TTL работает как с режимами замера экспозиции по всему кадру, так и с точечным замером. В отличие от TTL BL, который работает только с замерами по всему кадру. Стандартный TTL отвечает за точность проработки «вверенного» ему участка кадра. TTL BL пытается сбалансированно по плотности подсветить весь кадр.
Если на вспышке выбран TTL BL, то очень удобно переключаться между TTL BL и стандартным TTL по точечному замеру экспозиции. Для этого достаточно на камере переключить режим замера экспозиции на точечный, и система камера - вспышка переходит в режим стандартного TTL с точечным замером. Переключение на камере на матричный или центрально-взвешенный замер переводит систему в TTL BL.
Параметры экспозиции фона (ISO, диафрагма и выдержка) задаются предварительно на камере. Стандартный TTL позволяет прорабатывать фон исключительно настройками камеры, не допуская на него воздействия вспышки. Подбирая параметры экспозиции фона, независимо от действия вспышки, мы можем дополнительно затемнить фон, увеличив его плотность на -0,7 -2,0 стопа к «правильной» экспозиции, или, наоборот, понизить плотность добавив несколько делений в плюс.
Почему режим М? Потому, что все поправки экспозиции, введённые для камеры, влияют одновременно и на мощность вспышки! Ручной режим М позволяет гибко управлять выдержкой, не используя вообще никаких поправок!
Шаг в сторону: никогда нельзя игнорировать глубокое, со вниманием и карандашом чтение инструкции. Во-вторых, вспомним, что такое ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) и от чего она зависит? Хором: от диафрагмы! И только солирующие голоса: «и не только» … ГРИП направляет внимание зрителя. Полная аналогия, и даже значительно расширенная, имеется в работе со вспышкой. Именно знание и умение мыслить понятиями интервалов и их границ, определяет как вы используете ГРИП или применяете вспышку.
Выше было сказано: «исключительно». Вопрос: что и как следует исключать? Ответ: исключать следует остаточное воздействие вспышки на фон. А делается это так.
В инструкции к основной индикации параметров воздействия вспышки отнесена информация о расстоянии эффективного воздействия вспышки. Прежде, чем продолжить чтение, давайте воочию познакомимся с этой индикацией. На мониторе вспышки информация о расстоянии представлена в виде шкалы от 0,6м до 16м. Это полный спектр расстояний, на которых вспышка SB-900 / SB -910 способна предоставить услуги по освещению. На этой шкале жирная полоса показывает, на что способна вспышка при текущих настройках камеры и вспышки в данной световой обстановке и под поставленную задачу.
Жирная полоса с двух сторон имеет числа – это границы услуг по освещению «здесь и теперь» в метрах. Для простоты закрепите вспышку на камере и «поиграйте» с настройками камеры, наблюдая за изменением длины интервала эффективного воздействия и значением его границ на мониторе вспышки. Нетрудно видеть, что одно и то же перемещение границ можно получить всеми имеющимися настройками (расстояние фокусировки, ISO, диафрагма, выдержка, поправки мощности на вспышке) независимо друг от друга или в их комбинации. Как вам аналогия с ГРИП?
После знакомства употребим это знание в дело - сделаем два измерения расстояния камерой. Первое – расстояние от места установки вспышки до фона: наведитесь от вспышки на фон и в окошке объектива прочтите полученный результат в метрах (пусть на глазок, но важен прицип). Запомнили результат. Теперь наводимся на основной объект – запоминаем результат. Смотрим, куда попадают наши расстояния на рабочем (жирном) интервале эффективного воздействия. Для эффективного и сбалансированного воздействия вспышки на главный объект, он, как дитя в люле, должен всей своей протяжённостью лежать на жирной полосе.
Мы помним, что плотность фона мы собрались определять исключительно выдержкой, диафрагмой и ISO камеры, т.е. мы хотим исключить воздействие вспышки на фон. Самый простой способ разместить флон за досягаемостью ведущего числа вспышки, т.е. за 16 метров. Но в нашем случае фон на 6-ти метрах от вспышки, а спина основного объекта на расстоянии 4 метров. Что мы можем и должны предпринять? Разместить заднюю границу интервала эффективного воздействия вспышки между фоном и основным объектом.
В нашем распоряжении: выдержка, диафрагма, ISO, поправка экспозиции НА ВСПЫШКЕ, расстояние фокусировки, зуммирование объектива, способ освещения. Но это далеко не полный список и, мы можем ещё напялить желатиновые фильтры, модификаторы, сыграть направлением, поставить флаги. Всего столько, сколько содержится в наших знаниях. …и, конечно же волен вмешаться Господин Случай. Поиграйте с названными параметрами и понаблюдайте, как меняется длина и границы интервала эффективного воздействия.
Вы поиграйте, а я пока расскажу для чего пробное срабатывание вспышки. Пробное срабатывание вспышки подводит итог всех наших изысков по освещению. При пробном срабатывании вспышка-камера сами оценивают чего же мы там поназначали и может ли вспышка с этим справиться.
Я считаю совершенно лишним добавлением на монитор вспышки SB-910 данных о заряде батарей, потому как если не хватит заряда на поставленную задачу, после пробного срабатывания вспышка сама три раза мигает красным лукавым глазом… и подаст звуковой сигнал. И если вы настроили всё «как надо», а она мигает – меняйте батареи, тут и думать нечего. При чём тут индикация заряда?... ну примерно как кольцо диафрагмы на объективе.
Итак, мы подошли к существу настройки системы камера – вспышка при её работе в режиме стандартного TTL. В зоне эффективного воздействия (на жирной полосе) должен находиться только главный объект съёмки. Что бы исключить воздействие вне главного объекта, нужно пользоваться не только настройками, но идти на «обманы» системы используя их ручной и полуавтоматический режим. Например, для сужения телесного угла светового потока от вспышки можно сменить шаблон освещения, а дополнительно в ручном режиме зуммировать на большее фокусное расстояние или повернуть голову вспышки для «чтобы только зацепить светом».
Используя стандартный TTL всегда следите за тем, чтобы основание телесного угла освещение равнялось или незначительно превышало, линейные размеры главного объекта или выбранной предметной области освещения. Проще всего этого достичь размещением вспышки на стойке на нужном расстоянии и в нужном направлении. При любой организации освещения для стандартного TTL фон, настройками и доступными средствами, «выносим» за «широкую полоску».
Засада! При использовании вспышки без модификаторов (насадок и пр.) с расстояния меньше 4 м будьте готовы к серебряным блёсткам на поверхности освещения или другим, даже трупным (серо-зелёным) пятнам. При любом TTL вспышка только подсвечивает в условиях основного освещения, поэтому для вас должно стать «железным правилом» подстройка цветовой температуры вспышки под основное освещение использованием желатиновых (меняющих цветовую температуру) фильтров. Самое сложное освещение («я так думаю!…»), освещение там-тарарамскими энергосберегающими лампа. Выход прост: две выносных системных вспышки (первая TTL’ит. Вторая помогает общему освещению, как многие любят - в потолок), а накамерная через обрывок бумажки А4 с мощностью 1/128 для зайчика в глазах и чуть-чуть расширенных зрачков.
Хотелось бы сказать больше про приёмчики, но и так пост получился «длинным, длинным, длинным, нравоучительным и чинным, без романтических затей» … Однако, пора… механику показал, остальное уже проще.