от:eduard
Эти два пункта как бы противоположное значение имеют. Может в этом корень многих заблуждений связанных с ч/б? Т.е. ч/б с одной стороны дружелюбно к новичкам, а с другой стороны нужно немало постараться уже на профессиональном уровне, чтобы чего-то достичь в ч/б.Подробнее
Ну да, я хотел подчеркнуть дуальность ч/б процесса. Минимальнейших знаний и опыта бывает достаточно, чтобы не получить тошнотворного результата. Можно использовать аппаратуру и оптику, с которыми нечего было бы делать в цветной фотографии. Отрезание большого участка спектра света ч/б фильтрами существенно ослабляет пагубное воздействие хроматических аберраций оптики. Возможно использованиеПовышенное светорассеивание оптики и самой аппаратуры абсолютно недопустимо при съёмке на цвет - пропадает чистота цветов, а при ч/б съёмке это бывает наоборот желательно для снижения контраста, Раньше даже производились и использовались специальные меха с внутренней серой поверхностью. Большая фотоширота ч/б негатива не требует точной экспонометрии для результата "и так сойдёт". Если для процесса Е-6 недопустимы отклонения в температуре первого проявителя более чем на 0.1 градуса, то для приличного результата с точки зрения большинства любителей достаточно "комнатной температуры". Есть выбор интересных плёнок с широким диапазоном чувствительности. Применение цветных фильтров позволяет эффективно понижать контраст и изменять относительную яркость объектов различного цвета. Наличие только одной характеристической кривой фотобумаги позволяет очень просто применять маски при печати. Если для печати используется цифровой процесс, то сильно снижаются требования к сканеру - Dmax негативных ч/б плёнок находится в пределах 1.5-2.5, сильно упрощается и обработка. Можно и дальше перечислять, но пока достаточно.
Но ч/б процесс своей простотой не исчерпывается. Так как он вариативен практически по всем параметрам (начинающие говорят, что многое прощает), то возможна очень тонкая настройка процесса для получения результата разительно отличающегося от распространённого. Беда, что многие об этом даже не догадываются. Что интересно, никаких секретов не существует, никакого шаманства, всю необходимую информацию можно получить из литературы, есть ясные и понятные алгоритмы всех этапов процесса, можно самостоятельно изучить съёмку, проявку и печать, и самое главное, сделать этот процесс неразрывным, сквозным. То есть снимая, уже знать как будет обрабатываться плёнка и какой тип бумаги будет применяться для достижения требуемого результата. Но фотолюбители почему-то не хотят ясности, определённости, качества и выразительности отпечатков. Им по душе довольно бессмысленный перебор плёнок, проявителей и степени их разбавления. Ключевое слово - "прикольно". Старательно выведываются секретные и волшебные рецепты проявителей, идёт активная переписка в интернете. Что является основной причиной этого - глобальная лень или массовая глупость, я не знаю. Как и обычно, всё определяется личностью, если действительно интересует результат, то можно очень хорошо освоить ч/б процесс полностью самостоятельно. И профессиональный уровень тут не причём, просто ч/б процесс ТРЕБУЕТ системного подхода, без него ч/б превращается в лотерею, а ещё точнее, в лохотрон.