Новая версия редактора RAW-файлов IWE (Palto_imaging)

Всего 772 сообщ. | Показаны 541 - 560
RE[Dmitry]:
Цитата:
от: Dmitry
Такой дурдом.
Два умных человека. Один не знает одного, другой другого. Но будут рогами друг друга ломать в прах.

Ну, теперь понимаю, почему появилась компания Adobe.

А что Адобе? Они заняли нишу и задали стандарты и принципы на многие годы вперед. 
RE[Dmitry]:
Цитата:

от:Dmitry
Так понимаю, вашему оппоненту сейчас нужно будет что-то сказать в противовес, что логично)))

Очень интересный диалог. Наверное, кто-то думает, что даже содержательный))))))))))))))))))))

Поздравляю вас обоих с "умением" понимать простые вещи.

матом бы покрыл вас, но это ведь не этично. Поэтому сритесь вечно. В умах, в мозгах. Один одно знает, другой другое. Флаг вам в руки - вы победите!!! ))))

Подробнее

А мне это надо? Послушаю совета философа о том, что я знаю то, что ничего не знаю. Но самое главное, другие не знают и этого.

Хотя все же... Вот я мясо ращу, его разным Сергеям Петровичам потом жены на ужин подадут, а что они? В нии портки протирают, где объективы от деятелей оптики, которые были бы конкурентоспособные Кэнону хотя бы? А нет их... Вот и поговорили. Выходит без еды никуда, а без доцентов мы и так проживем. 
RE[IWE]:
В принципе для обработки RAW достаточно много программ. Если кто-то хочет стать новым игроком на этом поле, то он должен предъявить нечто, чтобы его программой заинтересовались. Отсюда и вопрос - в чём фишка IWE, чтобы пользователь перешёл с привычного ему софта? Попробовать ради попробовать не вариант.
RE[IWE]:
Программа хорошая! И конечно же она делает волшебных чудес, и не превращает снимки сделанные против правил фотографии. Как то - недостаточность света, а именно отражённого света от объекта съёмки, качество оптики и понимания как она работает. То есть нужно тестить каждый объектив в тех условиях где он будет применяться, речь идёт о диафрагме. А также возможности камеры для данных условий. ИМХО.
Что мне не хватает? Не хватает контрастности, так как частенько плёночные объективы не дают такую контрастную картинку, но мне они нравятся. И......если возможно инструмент Дихейз ( удаление дымки), и как в Зонере есть Поляризатор, не знаю как уж по научному правильной это назвать, скоре всего обрезка бликов. И очень интересен рассказ о поляризации. Как бороться с бликами кроме как применения поляризационных фильтров. 
С уважением. 
RE[IWE]:
Вид на Катунь с Ороктойского моста. Берега - лава, вулканическая порода.
RE[IWE]:

RE[Victor_K]:
Цитата:

от:Victor_K
В принципе для обработки RAW достаточно много программ. Если кто-то хочет стать новым игроком на этом поле, то он должен предъявить нечто, чтобы его программой заинтересовались. Отсюда и вопрос - в чём фишка IWE, чтобы пользователь перешёл с привычного ему софта? Попробовать ради попробовать не вариант.

Подробнее

iWE - это мой хобби-проект, который я начал во времена известной пандемии, когда появилось немного свободного времени.

В первую очередь проект был ориентирован на задачи в моей научной работе - на то, что мне не могла дать ни одна программа, существующая на рынке или в свободном доступе.

А это:
 - полный доступ к линейным данным, которые регистрируются непосредственно сенсором;
- первичный статистический анализ, фильтрация этих данных и др.; 
- анализ сенсоров цифровых камер; определением их шумовых характеристик и динамического диапазона для выбора и использования цифровой камеры в качестве инструмента для научных исследований.  

Программа развивалась не только в научном направлении, но и в части удовлетворения моих собственных запросов в области любительской фотографии, которые не могли обеспечить существующие программы. Вот далеко не полный список решенных задач.

1. Получение максимально детализированной картинки на уровне данных от сенсора.
Это было решено на уровне дебайеризации RAW-данных спектральными методами (если вдруг кто-то не знает, то дебайеризация или демозаицирование - это процесс создания цветного изображения из мозаичных данных от фотодиодов сенсора, каждый из которых регистрирует только определенный цвет).  Традиционные методы обеспечивают детализацию лишь на уровне половины от всего количества пикселей на сенсоре (это зеленые пиксели). Конечно, современные сенсоры содержат много пикселей и для получения выгоды от этого метода требуется очень хорошая оптика. Adobe продукты могут дать близкий результат только  в последних версиях с ИИ.

2. Удаление цветового и яркостного шума с возможностью максимального сохранения цвета и детализации. В iWE на базе спектральных методов создан целый арсенал  средств для подавления шума, которые часто позволяют получать даже лучшие результаты, чем может обеспечить ИИ. Использование всего этого требует, однако, некоторых базовых знаний.

3. Удаление нежелательных артефактов на изображении, возникающих из-за отсутствия на многих современных сенсорах низкочастотных АА-фильтров. Это в основном муар. iWE не ограничивает пользователя в создании самых разных собственных фильтров. Но, опять же, предполагается наличие некоторого базового уровня знаний. 

4. Усиление детализации  на основе реально существующей информации в зарегистрированных сенсором данных  в случае использования стандартных методов дебайеризации (это не выделение и "подчеркивание" контуров, как в большинстве программ, а реальное усиление спектральных составляющих, образующих реальные мелкие детали на изображении) .
 
5. Работа с цветом. Преобразование цветов и профилирование цветопередачи камер на базе самых первичных принципов с использование цветовых матриц и других методов преобразования цветовых пространств.

Список можно продолжить. Но самое важное, iWE не собирается быть "игроком" на каком-то там поле. Я лишь делюсь результатами своего опыта и вложенного труда в надежде, что кому-то iWE будет интересен и поможет не только в части редактирования фото, но и в изучении глубинных основ цифровой фотографии, начиная с самых базовых принципов.  

RE[IWE]:
- полный доступ к линейным данным, которые регистрируются непосредственно сенсором;
> - первичный статистический анализ, фильтрация этих данных и др.; 
> - анализ сенсоров цифровых камер; определением их шумовых характеристик и динамического диапазона для выбора и использования цифровой камеры в качестве инструмента для научных исследований.  

" не могла дать ни одна программа, существующая на рынке или в свободном доступе."


rawdigger ( libraw )  + matlab / octave ... 
RE[deejjjaaaa]:
Цитата:

от:deejjjaaaa
- полный доступ к линейным данным, которые регистрируются непосредственно сенсором;
> - первичный статистический анализ, фильтрация этих данных и др.; 
> - анализ сенсоров цифровых камер; определением их шумовых характеристик и динамического диапазона для выбора и использования цифровой камеры в качестве инструмента для научных исследований.  

" не могла дать ни одна программа, существующая на рынке или в свободном доступе."


rawdigger ( libraw )  + matlab / octave ... 

Подробнее

Все это мне известно, но это не то.
RE[IWE]:
Цитата:
от: IWE
Все это мне известно, но это не то.

и что там "не то" ?
RE[deejjjaaaa]:
Цитата:
от: deejjjaaaa
и что там "не то" ?

Помню, загружал RawDigger для пробы. Там  есть статистические таблицы, разные гистограммы, но я так и не нашел там простой, но очень нужной задачи - вывести массивы данных по трем каналам в зависимости от расстояния для произвольной области изображения, как, например, в ImageJ (но ImageJ не для RAW).

А в научной жизни важно еще и фурье-спектр в реальном времени видеть (как одномерный, так и двумерный), и быстро усреднить зависимости от расстояния по соседним строкам, и быстро перенести данные в OriginLab. Часто нужно и изображения выравнять,  усреднить их для улучшения сигнал/шум и тут же проанализировать. Важно быстро синхронизировать данные и тот кусок  изображения, где данные изъяты. И все это нужно оперативно. Ничего этого нет.

Даже с казалось бы простой задачей определения динамического диапазона сенсора, там тоже пляски с бубном. Вроде и все есть (средние, стандартные отклонения), но  возни и вопросов столько, что быстрее самому написать программу.


RE[IWE]:
Список можно продолжить. Но самое важное, iWE не собирается быть "игроком" на каком-то там поле. Я лишь делюсь результатами своего опыта и вложенного труда в надежде, что кому-то iWE будет интересен и поможет не только в части редактирования фото, но и в изучении глубинных основ цифровой фотографии, начиная с самых базовых принципов.

Нет, так не пойдёт. Ваши задачи понятны, не вопрос. Но у большинства пользователей подход достаточно утилитарный. Есть задача (печать, просмотр на компе, размещение в сети и т.д.) и пользователю нужен инструмент, который позволяет эту самую задачу решить. В подавляющем большинстве случаев пользователя софта не интересуют внутренние алгоритмы работы - ему нужен удобный и функциональный инструмент для решения его задач. Поэтому как ни крути, но вам таки придётся уделять внимание таким вещам как интерфейс. Если, конечно, при вашей занятости вы сможете выкроить время на фактически побочный продукт. Пока интерфейс так себе, он никак не рассчитан на стороннего пользователя.
В любом случае продолжайте, дело хорошее.
RE[Victor_K]:
Цитата:

от:Victor_K
Список можно продолжить. Но самое важное, iWE не собирается быть "игроком" на каком-то там поле. Я лишь делюсь результатами своего опыта и вложенного труда в надежде, что кому-то iWE будет интересен и поможет не только в части редактирования фото, но и в изучении глубинных основ цифровой фотографии, начиная с самых базовых принципов.

Нет, так не пойдёт. Ваши задачи понятны, не вопрос. Но у большинства пользователей подход достаточно утилитарный. Есть задача (печать, просмотр на компе, размещение в сети и т.д.) и пользователю нужен инструмент, который позволяет эту самую задачу решить. В подавляющем большинстве случаев пользователя софта не интересуют внутренние алгоритмы работы - ему нужен удобный и функциональный инструмент для решения его задач. Поэтому как ни крути, но вам таки придётся уделять внимание таким вещам как интерфейс. Если, конечно, при вашей занятости вы сможете выкроить время на фактически побочный продукт. Пока интерфейс так себе, он никак не рассчитан на стороннего пользователя.
В любом случае продолжайте, дело хорошее.

Подробнее

Кому -что. Есть свобода выбора, и, как Вы правильно заметили, огромное количество программ для этого самого выбора, если речь идет о традиционных задачах в редактировании фото. Я лишь дал информацию о новом в iWE и месте на том самом "поле". Это не коммерческий проект, а лишь попытка воплощения видения автора подходов к решению задач в области обработки и анализа изображений.

Ну а хороший интерфейс - понятие очень субъективное, и сильно зависит от привычки.  Специфика iWE накладывает   особенности на интерфейс. Не поняв особенностей решаемых  задач и самих подходов в iWE - не понять и интерфейс. Очень много, например,  уделяется графическим эквалайзерам - очень удобный и универсальный инструмент для решаемых в iWE задач. То, что в нем можно делать, в принципе нельзя реализовать ползунками, как в Adobe. Да, надо привыкнуть. Но тот, кто понял принципы работы и привык, поймет и всю ущербность так-называемых "хороших" интерфейсов. 


За поддержку - Спасибо. 
RE[Dmitry]:
Цитата:

от:Dmitry
Сергей Петрович, доброе утро. Никого не слушайте) Делайте, как делали, всё. По интересу и возможностям.

Вопрос. Его выше озвучивал, но как-то расплавился за большим числом постов:
Почему, если пользоваться лупой, приложение начинает тормозить при работе?

Подробнее

С лупой ничего подобного не наблюдаю. С лупой вообще все должно летать (там нет вычислений). Лупа только для просмотра обработанного изображения. Сделайте короткое видео...
RE[Dmitry]:
Цитата:

от:Dmitry
https://drive.google.com/file/d/198jK5tkyXVACRooQAqzzIwi1g3I8SwKE/view?usp=sharing

Подробнее

Все ясно :)

 Не случайно сделано так что  "Лупа" недоступна в режимах "Смарт-бокс". Но, оказывается, этого мало :)

Режимов "Смарт бокс" (они же режимы обработки для предпросмотра результата)  только два: "Полный вид" и "1:1". Это означает, что если Вы находились в режиме Лупа (режим просмотра), то, до того как включить "Смарт бокс", Вам надо быть в одном из упомянутых состояний (либо  Полном, либо 1:1, что обеспечивается  двойным кликом).  Вы же, выключили лупу будучи в увеличенном состоянии и сразу (без двойного клика, т.е. без перехода в один из режимов предобработки) включили Смарт бокс будучи в увеличенном режиме, отличном от 1:1.

Это, конечно, мой недосмотр.  Надо будет автоматически обеспечить переход в "режим обработки" после нажатия "Смарт-бокс", если пользователь после использования Лупы остался в промежуточном состоянии отличающемся от любого из двух возможных режимов Смарт-бокс. 
RE[Dmitry]:
Цитата:

от:Dmitry
> Режимов "Смарт бокс" (они же режимы обработки для предпросмотра результата)  только два: "Полный вид" и "1:1".

Понятно.
Значит, сначала crop, а затем включаем smart box. Таким образом можно увеличить картинку к заданному масштабу и одновременно иметь режим предосмотра.
С уважением отношусь к вашим технологиям, но вашего языка, если честно, не понял.

Подробнее

Так все таки стало понятно, или нет?

Все очень просто.
Чтобы ускорить вычисления для предварительного просмотра и не ухудшить сам просмотр, надо проводить вычисления с количеством данных, соответствующих разрешению монитора. Например, если у Вас монитор HD, то он может показать Вам лишь около 2Мпх данных, в то время как полное изображение в вашем случае аж 45 Мпх, т.е. в 20 раз больше, чем может показать монитор. Т.е., когда Вы видите на мониторе полное изображение, то в пикселях оно уменьшено аж в 20 раз.  Именно поэтому, для предпросмотра  полного изображения, исходное большое изображение уменьшается в размере до размера картинки на мониторе в пикселях монитора, и вычисления над этим количеством  данных производятся быстро. В режиме 1:1 уменьшения размера не требуется, так как на один пиксель изображения  и так приходится один пиксель монитора.

Чтобы обеспечить работу спектральных фильтров, режим 1:1 является обязательным (в других нельзя!). Но поскольку важен и предварительный  просмотр всей картинки, то был добавлен режим с уменьшением размера данных, но в этом случае спектральные фильтры отключаются. 

Аналогичные подходы для картинок  с разным увеличением  приводит к некоторой видимой потере качества и некоторого расхождения между результатом предпросмотра и конечным проявленным (в зависимости от увеличения) из-за интерполяции, поэтому им было отказано:). К тому же, если не включать спектральные фильтры, то проявка всего изображения (около 20Мпх) занимает всего пару секунд и, используя Лупу, изображение можно посмотреть без дополнительных искажений. То есть Лупа была добавлена исключительно для просмотра Проявленного изображения, а не для предобработки в режиме Лупы, что Вы пытались сделать. 
     
Когда Вы делаете кроп, так что он влезает в экран, Вы автоматически оказываетесь в быстром режиме, потому что мало пикселей.   
RE[IWE]:
Цитата:

от:IWE
 но я так и не нашел там простой, но очень нужной задачи - вывести массивы данных по трем каналам в зависимости от расстояния для произвольной области изображения


, как, например, в ImageJ (но ImageJ не для RAW).

А в научной жизни важно еще и фурье-спектр в реальном времени видеть (как одномерный, так и двумерный), и быстро усреднить зависимости от расстояния по соседним строкам, и быстро перенести данные в OriginLab. Часто нужно и изображения выравнять,  усреднить их для улучшения сигнал/шум и тут же проанализировать. Важно быстро синхронизировать данные и тот кусок  изображения, где данные изъяты. И все это нужно оперативно. Ничего этого нет.

Даже с казалось бы простой задачей определения динамического диапазона сенсора, там тоже пляски с бубном. Вроде и все есть (средние, стандартные отклонения), но  возни и вопросов столько, что быстрее самому написать программу.

Подробнее

это о чем " в зависимости от расстояния" - ??? 

а так видно что все что вам надо есть в матлаб/octave, который опять же может работать с оригинальными raw данными с полпинка

понятно что и там и там для анализа что-то надо написать было  - но занимать позицию что до вас никто ничего не придумал, это несерьезно ... 
RE[deejjjaaaa]:
Цитата:

от:deejjjaaaa
это о чем " в зависимости от расстояния" - ??? 

а так видно что все что вам надо есть в матлаб/octave, который опять же может работать с оригинальными raw данными с полпинка

понятно что и там и там для анализа что-то надо написать было  - но занимать позицию что до вас никто ничего не придумал, это несерьезно ... 

Подробнее

Написать что-то надо...Если так рассуждать, то в любой системе программирования все есть, и уже все уже придумано. Просто написать что-то надо.

Буду Вам благодарен, если в коротком видео Вы продемонстрируете в Матлабе , как справиться с  "простейшими" задачами,  которые я озвучил. Ну хотя бы с одной - самой простой (можно даже на выбор).

В зависимости от "расстояния" - считайте для простоты, что это от номера пикселя. Если хотите, дам Вам с десяток Raw-файлов. Их надо выравнять, усреднить и проанализировать.
Могу дать Вам и файл с шумом для определения динамического диапазона сенсора.

Действительно, для более-менее знающего Матлаб, задача максимум на пол дня (а Вы и минут за 15 справитесь, правда?).

Покажете мастер-класс, чтобы заодно показать насколько Вы серьезны?
RE[Dmitry]:
Цитата:

от:Dmitry
iwe + dehaze в минус
 est_3810_IWE by Dmitry Nesterov, on Flickr

Подробнее

Мне почти всегда этого хватает. Только у меня в +, так как в IWE, алгоритм проявки выработался.  
RE[Dmitry]:
Цитата:

от:Dmitry
Сергей Петрович, добрый день.
Вопросы

1. История
К примеру, мы делаем действие 1, 2 и 3.
Потом понимаем, что нам нужно вернуться к действию 2.
Возвращаемся.
Производим действие 4.
Решаем отменить это действие, но возвращаемся не к действию 2, с которого произвели действие 4, а к действию 3.
Хорошо, если после действия 2 мы производили лишь действие "3", а не несколько. Иначе бы вообще запутались, как вернуться к действию 2.
Возможно ли сделать так, что бы история "будущих" действий затиралась, как в других программах?

2. Иногда, если обработать файл и сохранить его, представление существующего изображения почему-то меняется, как если бы мы все изменения, которые мы делали, повторили дважды.
История сбрасывается.
При чем, происходит так не всегда.
Что это?

3. Если во вкладке "Crop" мы нажимаем кнопку восстановить, то восстанавливается не только первоначальная область изображения, но и сбрасывается вся проявка.
!!! Если мы не делали несколько итераций (проявка > обработка > главная), но нет вопросов. Просто снова обрабатываем картинку и всё.
!!! Если же мы кидали обработку в главный слой, то пиши пропало. Либо нужно держать несколько пресетов. Первый применил - проявил и в главный слой. Потом применяешь второй пресет. Не удобно.
Во первых, странно, что из вкладки crop сбрасывается проявка, а не только первоначальная область изображения. Как бы для восстановления оригинала есть отдельная команда и по логике только оттуда можно восстановить первоначальную картинку, а не из инструмента "crop".
исправьте это пожалуйста.

4. Пожалуйста решите вопрос с увеличением картинки для предосмотра. Если не хотите отходить от своих представлений об обработке, решите ее в рамках этих представлений. Пример с инструментом "crop" уже приводил. Вы в ответ рассказали, что падает разрешение, если делать crop. А то, когда мы используем лупу, оно как будто не меняется. Подумайте. Не торопитесь пожалуйста быстро отвечать.

5. "Открытие файла с помощью". Планируется ли такой функционал? Когда из проводника мы открываем файл при помощи той, или иной программы.
Что бы не лезть в проводник, копировать путь к файлу и при помощи только меню открыть открывать файл.

6. Отключение инструментов подавления шума/усиления резкости. На время.
Пример. Мы обработали картинку, а потом решили что-то подправить (бб, etc). При проявке мы будем еще и ждать работы шумодавов итц тогда, когда если мы делаем лишь примерочные изменения.
Можно конечно сбросить все инструменты шумоподавления и резкости, но вариант ли это. Или искать, где какие галочки стоят в этих инструментах, а потом так же их снова добавлять на финише. Но вариант ли это. Лишние действия для пользователя.

7. Если ваша программа основной своей задачей имеет решение проявлять raw файлы, то почему в диалоговом окне открытия файлов по умолчанию стоит jpg? Со "старых времен"? Возможно ли поменять на raw по умолчанию?

8. Возможно ли сделать так, что бы при нажатии на кнопку проявки, автоматом сохранялся пресет настроек до нажатия такой кнопки?
К примеру, мы нажали на кнопку проявки, а потом произвели какие-либо действия. Они нам не понравились, когда мы их сравнивали с предыдущими, посредством кнопки smart box, и мы просто подгрузили такой пресет.
Есть конечно история, но она без описания действий. Просто циферки. При этом, счетчик может стоять на "99". Считывается каждое действие даже внутри опр. инструмента.

9. Как будет работать пресет (просто не могу понять), если, помимо действий с инструментами бб/экспозиция мы еще работали и с 3d lufs?
Так-то я представляю, какая последовательность. Экспозиция/бб, проявка и потом 3d lufs.
При применении пресета как бы не происходит акции проявки, а потом применения 3dlufs.

10. При работе с бб/насыщенность (цветовая матрица) ниже есть корректоры диапазона яркости. Но для, скажем, бб мне нужен диапазон в светах, а для насыщенности в тенях - такое бывает. Возможно ли сделать несколько экземпляров этих связок? бб/насыщенность<>диапазон яркости.
Так же - для светлых участков я могу установить теплый оттенок, а для темных - холодный. 3d lufs требует 100&% уверенности, что до этого инструмента мы идеально выставили бб, экспозицию итц.

11. Возможно ли для 3d lufs сделать разные режимы наложения (luminance only, color only) для каждого из слоев 3d lufs? Иногда, если меняем цвет в опр. диапазоне, поднимается и яркость, а нам это не нужно.
Если компенсировать этот момент другими каналами, а объект имеет крайне определенный оттенок, то другими каналами не всегда получается компенсировать яркость обратно.
Режим наложения светлота был бы не плох для изменения объема/контраста посредством лишь одного из каналов. Так можно более тонко изменить объем. Примеры - 3dlut creator (объем), adobe photoshop - режим наложения для опр слоя. Правда, в последнем мы работаем обычными каналами rgb, а не как у вас - 3d lufs. Было бы плюсом.

12. В программе, в настройках, есть опция изменения уровня яркости. Настройки сохраняются в профиль, но при применении профиля эти настройки не применяются. Нужно идти в настройки и жать кнопку обновить. Правильный ли это подход и, если нет, возможно ли его изменить, что бы эти настройки применялись при загрузке профиля?

С уважением.
Дима.

Подробнее

1. Это не сложно, но неуверен, что переписывать историю - это правильно.
2. Да. При волновой обработке возникают черные края, которые в соответствии с установками по умолчанию обрезаются (см. вкладку  Raw Import and iWE Options)  и Главное изображение заменяется  обработанным. В этом случае История сбрасывается, так как Главное изображение изменилось. История всегда сбрасывается, если меняется Главное.
3. Кроп всегда применяется к Главному. При этом, так как размер меняется, то происходит новая аллокация памяти как для Главного, так и для последующей обработки. Обработанное при этом, естественно, исчезает. Единственная возможность для восстановления - это восстановление Оригинального. Если хотите, чтобы Обработанное не пропало, то пользуйтесь кнопкой "Главное-Оригинальное". Т.е., если Вы хотите сделать кроп из обработанного, Вы его делаете Главным. А если Вы еще и хотите, чтобы Обработанное не пропало, то перед кропом закидываете Главное в Оригинальное.
 4. В следующих версиях...
5. В следующих версиях...
6. Отключайте кнопку iWE. В этом случае применяются только быстрые стандартные фильтры и быстрые пространственные для детализации. Волновые не выключаются, но не применяются. 
7. Можно, но жена будет недовольна.
8. После "99" все начинается с нуля, но к "99", "98".... можно вернуться кнопкой UnDo.
9. Должно быть все нормально. Проблем не видел.
10. Может быть в будущих версиях.
11. Нет. LUFs, по определению, работает только с RGB кубом. Внутри куба имеется все. Чтобы правильно прогнозировать яркость, надо научиться пользоваться цветовыми панелями. Например, редактируемая точка яркая, а нужна определенного цвета темная. Посмотрите на панелях, где находится эта точка и станет ясно, где нужна положительная, а где отрицательная функция.
12. Эти настройки только для предобработки или для волнового демозаицирования, где обновление не требуется. Если хорошо изучили свою камеру, то предобработку можно оформить так, что мало чего останется...
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта